Вторжение Гигантов: анализ сеттинга, часть 1
Весной 2013 года японский твиттер и другие соцсети заполонили загадочные фотографии. На них японцы (преимущественно школьники) с помощью техники «принудительной перспективы» изображали великанов-людоедов. Странный мем родился благодаря сверхпопулярному аниме-сериалу «Вторжение Гигантов», поставленному по одноименной манге. Несмотря на то, что сериал уже получил распространение во всем мире, и стал чуть ли не главным культурным феноменом этого года — только японцы восприняли его посыл настолько буквально и запрудили интернет оригинальными фотографиями.
.
Этой весной такие фотографии были обычным явлением в твиттерах японских школьников.
.
Возможно, «Гиганты» настолько популярны в Японии как раз потому, что этот образ для японцев в новинку? Огромные человекоподобные существа, пожирающие людей – достойный конкурент для Годзиллы и Гандамов…
.
Немного про японцев, аниме, символы и СПГС
Японцы с большим энтузиазмом заимствуют элементы западной культуры, особенно охотно они обращаются к религии и мифологии. Это не новое явление, исторически Страна Восходящего Солнца была постоянным реципиентом в культурном обмене с соседними странами, в первую очередь с Китаем. Причем, как отмечают востоковеды, японцев куда больше интересовали идеи, а не факты. Идеям давалась собственная трактовка, они адаптировались к местным условиям и становились подлинно «японскими», даже если пришли из Кореи, Китая, Индии или Европы.
Именно так появилась причудливая местная трактовка буддизма, письменность, где одновременно уживаются иероглифы и слоговая азбука, и многие другие японские достижения.
Аниме и манга — отнюдь не исключение. Более того: именно в этих жанрах визуального искусства ярче и пышнее всего расцвела японская «символьная клептомания». Любой узнаваемый западный символ — от распятия до серпа и молота, от нацистской свастики до звезды Давида — хотя бы раз фигурировал в аниме. Причем не как элемент декора, а обязательно как важный сюжетообразующий элемент. Мир аниме населен таким количеством розенкрейцеров, тамплиеров, нацистов из «Аненербе» и сионских мудрецов, что Дэн Браун и другие писатели-конспирологи просто нервно курят в сторонке.
Когда аниме у нас еще было в новинку, люди пытались искать в этом какие-то скрытые смыслы, трактовать происходящую на экране вакханалию с точки зрения логики или применять познания в философии и религиоведении, чтобы глубже вникнуть в сюжет какого-нибудь «Хеллсинга» или «Крестового похода Хроно». Со временем, к счастью, синдромы СПГС стали хорошо узнаваемы и сейчас им подвержены только самые начинающие анимешники. Это не значит, что никакого смысла в аниме нет. Это значит, что в 90% случаев мангака или автор сценария для очередного сериала вовсе не состоят в японском филиале общества «Туле» и вряд ли связаны с лоджией Восточного Храма. Красивые иностранные слова и знаки они применяют с той же легкостью, с какой мы оперируем отнюдь не вульгарными в стране происхождения терминами типа «фэн-шуй», «нирвана» или «камикадзе».
Разница между «обычным» и «отличным» аниме зачастую заключается именно в том, насколько перемешивая экзотические ингредиенты, японский шеф-повар получает осмысленную композицию, которую интересно разбирать, изучать и анализировать. «Вторжение Гигантов» (по крайней мере, на нынешнем этапе развития сюжета в манге) — как раз тот самый случай.
.
Гиганты в Японии и Европе
За что зритель полюбил мангу и аниме «Вторжение Гигантов»? Можно долго говорить о привлекательных (или банальных и стереотипных) персонажах, об обилии фансервиса и порнографии насилия, но в первую очередь причиной бешеной популярности нового сёнэна является сеттинг. Именно благодаря необычным идеям люди посмотрели дальше первого эпизода нового сериала или прочитали вторую главу манги.
Почему вообще гиганты-людоеды? Откуда они взялись? Сам мангака Исаяма Хадзимэ только недоуменно пожимает плечами: «ну, гиганты, они же страшные, наверное». Любопытный факт, но такие страшные и огромные (выше домов!) гиганты до ХХ века не фигурировали в любых формах японской культуры, будь то мифология, литература или изобразительное искусство. В то же время, ни один европейский народ не обошелся без обязательной локальной гигантомахии. В чем же причина?
Любой мифологический сюжет или образ, так или иначе, зиждется на реальности. Народ не может придумать снежных чудовищ, не зная зимы. Дракон стал отрицательным персонажей мифов и легенд только в тех регионах, где люди сталкивались с огромными крокодилами и ящерами. Так и образ гиганта-людоеда, часто встречающийся в западных легендах, должен иметь под собой хоть какие-то реальные основания.
Возможно, корни одного из самых древних мифов о гигантах кроются в темных доисторических временах, когда еще не до конца обретший разум «человек прямоходящий» боролся за выживание в мире дикой природы. Среди окружавших его существ наибольший ужас должны были внушать человекоподобные обезьяны, гигантопитеки, которые могли достигать ростом больше трех метров.
.
«Вторжение Гигантов»: глава 0.0, без УПМ нашим далеким предкам приходилось ох как несладко.
Естественно, эти существа вымерли задолго до появления первых цивилизаций, но генетический страх (равно как и перед смертельно опасными рептилиями) сохранился — недаром наравне с гигантскими ящерами самыми популярными персонажами криптозоологии остаются бигфуты и йети.
В доисторической Японии человекообразных существ такого размера не существовало, поэтому великаны-людоеды для них — прежде всего модная заграничная новинка, а все мы знаем, насколько японцы любят и с каким энтузиазмом встречают любые иноземные новшества.
Среди мифологических и фольклорных существ, которые могут претендовать на звание японского аналога титанов, тотчас напрашиваются Они. Они — демоны-людоеды, живущие в горах или пещерах. Они малочисленны, скрытны, неорганизованны и редко вмешиваются в дела людей.
.
Даже свой облик великанов Они, судя по всему, заимствовали у индийских ракшас. До проникновения буддизма Они называли бестелесных, невидимых вредоносных демонов.
.
Чаще всего встречи с Они происходят в горах или непролазных лесах. Их редко можно заметить возле человеческого жилья, единственная известная история о нападении Они на город произошла в конце 10 века в Киото, когда рогатый демон обосновался возле ворот Расёмон. Впрочем, эта часть столицы в тот момент и без того пребывала в запустении.
Единственный полноценный великан в японской мифологии — гигантский скелет Гасадокуро, который «в пятнадцать раз больше» любого человека и появляется после полуночи. Жуткий костяк состоит из останков людей, умерших от голода, при виде живого человека гигантский скелет тут же пытается схватить несчастного, откусить тому голову и выпить кровь. На фоне многочисленных индроевропейских гигантов, титанов, атлантов, нефелимов и ётунов одинокий костяной исполин Гасадокуро выглядит сиротливо и печально, недаром перед нападением он издает странный звенящий крик.
.
Forever-alone Гасадокуро в рабочей обстановке.
.
Чуть лучше дела обстоят на морском и речном дне: издревле именно там обитали великаны японской мифологии — огромный черный призрак умибодзу и гигантский сом онамадзу, вызывающий землетрясения. Уже в ХХ веке к ним присоединился Годзилла во всех его многочисленных вариациях.
.
Гигантомахия, Титаномахия и просто Рагнарёк
Несложно догадаться, что Исаяма Хадзимэ черпал вдохновение для создания своей манги вовсе не в родной японской мифологии.
В своей заметке про перевод названия “Shingeki no Kyojin” я уже писал, что Гиганты и Титаны — не просто великаны, но конкретные мифологические существа с конкретным набором характеристик и связанным с ними сюжетом. Чтобы не повторяться:
«Гиганты и титаны — это два разных вида существ. В мифологии, кстати, так и было, титанами называли именно разумных богов, а вот гиганты — это существа из другого поколения греческих божеств, куда более многочисленные и дикие. Здесь напрашивается сравнение: в манге и аниме огромные людоеды тоже делятся на два вида — безмозглые и многочисленные, с дряблыми деформированными телами, и разумные и сильные, обладающие особыми способностями и личностью. Не исключено, если в будущих выпусках манги Исаяма Хадзимэ четко разделит великанов на разумных «титанов» и безмозглых «гигантов». По крайней мере, сейчас они выглядят как два совсем разных вида».
Независимо от того, прав я или нет, сюжет о великанах сопровождает любую индоевропейскую мифологию: греческие титаны и гиганты, германо-скандинавские ваны и ётуны, еврейские нефилимы и индуистские дайтьи. Со времен шумеров с великанами связан один и тот же набор преданий, мифов и легенд:
- Великаны были древними существами и правили миром задолго до появления людей.
- Великаны воздвигли циклопические сооружения, такие как крепостные стены в Микенах или Тиринфе, английский Стоунхендж и многие другие.
- Великаны вступили в конфликт с молодыми богами людей и были уничтожены либо заточены в подземных темницах.
- Великаны однажды возродятся в новом обличье либо вырвутся из темницы, чтобы свернуть богов, этот цикл должен повторяться, как и положено в живой природе.
Конкретно Титаны — это персонажи греческой мифологии, поколение древних богов, которыми правил могущественный Кронос. Согласно предсказанию, Кронос должен был погибнуть от руки одного из своих детей. Чтобы избежать такой судьбы он решил погубить всех своих отпрысков и пожрал их. Этой страшной участи избежал только Зевс, который позже поднял против отца-каннибала восстание и низверг его в Тартар.
.
Несложно догадаться, что истоком мифа о Кроносе/Сатурне является часто практикующийся в древности инфантицид, детей убивали, потому что накормить лишние рты община не могла. Неслучайно Сатурн — еще и божество урожая.
При этом, кстати, побежденный Кронос отрыгнул всех сожранных им накануне олимпийцев. Право же, меня удивляет желание многих людей искать в Гигантах/Титанах какие-то отсылки к реальной политике или неудовлетворенные подростковые комплексы, когда Исаяма во многом просто пересказывает титаномахию.
.
Тайна трех Богинь
Не меньше великанов-людоедов бросается в глаза еще один ключевой элемент сеттинга: три гигантских стены. Стены в мире «Вторжения» — не просто защитные сооружения, к ним относятся с религиозным почитанием, и на то есть весьма серьезные основания. Правда, большинству обывателей они неизвестны, поскольку тайну Трех Богинь тщательно оберегает могущественный культ стен, пользующийся полной поддержкой государства.
Интересно, что, равно как и сами великаны, огромные сооружения не характерны для японской архитектуры, хотя им в полной мере страдают их соседи китайцы и большинство европейских народов. Все здания в городах Японии до ХХ века были весьма скромными, единственным воистину громадным сооружением является построенный в смутное время междоусобных войн замок Химэдзи, имеющий чисто утилитарное предназначение. Более того, вплоть до 8-го века нашей эры столицу переносили всякий раз после смерти императора, а обычай регулярно обновлять деревянные синтоистские храмы существует до сих пор.
.
Замок Химэдзи (высота 46 метров) и собор в Милане (108 метров). Миланский собор далеко не крупнейшее или самое высокое средневековое здание Европы, другие просто не влезли в эту фоторамку.
.
Несмотря на это, стена имеет для японского менталитета и культуры особое значение: и как физический объект, и как ментальный барьер между внутренним миром человека и материальной действительностью. Недаром одно из самых известных японских стихотворений-танка гласит:
Восемь облаков встают –
Восемь стен у Идзумо.
Спрятать чтоб жену свою,
Строю восемь стен,
Эти восемь стен.
Действительно, в Японии много стен и границ, это границы государства, омываемые морским прибоем, границы островов и провинций, горная гряда, городской черты или деревенского уезда, рода, дома, семьи, социальной группы или касты, перемещение между которыми даже в наше время полно сложностей, неведомых европейцу. В Японии не существует понятия «линия горизонта», поскольку все японцы, так или иначе, существуют в замкнутом пространстве. По словам известного япониста Александра Мещерякова «стену следует считать символом японской культуры».
Поэтому во многом стены в сеттинге «Вторжения» — это не столько заимствование из «Игры престолов», сколько визуализация японской культурной парадигмы свертывающегося пространства, при которой информационные потоки направлены не вовне, а вовнутрь.
Гигантская стена, помимо всего прочего, выдает очевидные параллели между миром «Вторжения» и скандинавской мифологией. Ничего необычного здесь нет: очевидные сходства в религии древних греков и скандинавов бросаются в глаза даже неискушенному обывателю. Здесь и общий сюжет о битве двух поколений богов (у скандинавов: асов и ванов), и эсхатологический миф о конце света в виде Титаномахии/Рагнареке, и даже сходство деталей биографии отдельных персонажей, например, Прометея и Локи. Вообще, «Гиганты» наводят скорее на мысли о германо-скандинавской мифологии, нежели эллинистической. Здесь и характерная европейская архитектура, и обилие немецких имен и названий.
Не вдаваясь в лишние подробности: в скандинавской мифологии мир людей называется «Мидгард», что можно перевести как «срединный мир» или буквально «среднее огороженное пространство». Такое название не случайно, чтобы уберечь людей от ужасных инеистых великанов боги окружили их мир огромными стенами:
«Боги не хотели, чтобы сотворённую ими землю заселили жестокие великаны — потомки Бергельмира, поэтому они окружили середину земной тверди стеной из век Имира и назвали это место Мидгард, Срединный Мир. Земли вокруг Мидгарда были отданы великанам. А так как великанов называют еще ётунами или турсами, то имя этим окраинным землям дали Ётунхейм, страна великанов. Род великанов очень велик и разнообразен. Одни великаны чудовищно уродливы, особенно те, у которых несколько голов, зато другие внешне не отличаются от богов и даже почти не превосходят их ростом, хоть и могут вырастать до громадных размеров, чтобы устрашить врагов».
.
Пытливые фанаты довольно быстро обнаружили сходства “human field” и скандинавского Мидгарда. Обратите внимание, что центр обоих «срединных миров» находится на возвышении.
.
Учитывая все вышесказанное, вряд ли можно утверждать, что такая аналогия относится к СПГС. Ничего искать не надо: Исаяма сам дает ответы открытым текстом. Тем более что «скандинавская» версия в происхождении Гигантов, по сути, получила подтверждение в манге.
Дело в том, что один из самых загадочных и интересных героев на данном этапе развития сюжета «Вторжения Гигантов» является Имир (те, кто смотрел только аниме, запомнили ее как смуглую женщину с веснушками, которая постоянно пристает к блондинке Кристе). В первых томах роль Имир не слишком большая, но вскоре она становится персонажем первого плана. Известно, что в мифологии Имир — это великан-первопредок, тело которого стало источником всего живого, его кости стали горами, веки превратились в стену, ограждающую Мидгард, даже другие инеистые великаны и люди были порождены Имир.
Очевидно, что это не просто совпадение: в манге (и аниме эпизоде-OVA «Дневник Ильзы») было показано, что другие разумные Гиганты относятся к Имир с явным почтением, к тому же она обладает набором уникальных способностей, удивительным долголетием и умеет читать древний алфавит.
.
.
Учитывая, что очевидную связь манги с греческой и скандинавской мифологией игнорировать сложно, мы вплотную подходим к самой интересной из существующих нынче фанатских теорий.
Как я уже написал выше, решающая битва между богами и гигантами (будь то Рагнарек или Титаномахия) подразумевает повторение цикла. Потому что в обоих случаях речь идет о языческой персонификации сезонов года. Несмотря на то, что внешне язычество древней Скандинавии напоминает классическую религиозную систему с линейностью времени от создания до конца мира, Рагнарёк — это не «конец света» в христианской традиции. Уничтожая старый порядок, Рагнарёк дает начало новому. Суть Гибели Богов — цикличность и непрерывность природных процессов в мире. Весну сменяет лето, за которым следует осень, цикл завершает зима – период смерти и холода. Апокалипсис. Но за зимой вместе с первыми цветами всегда приходит весна, дающая начало новой жизни. Рагнарёк — это не абсолютная гибель всего живого, но свежее дыхание весны, приносящее с собой обновление.
К чему это я? Ах, да. А теперь вспомните первую сцену из манги или аниме. Эрен просыпается со слезами на глазах и, глядя на Микасу, недоумевает: «У тебя волосы отросли?».
А ведь вполне вероятно, что именно так будет выглядеть последний фрейм манги:
.
.
P.S. Продолжение в следующей части. Может быть.