События
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
Мирный атом новой эры
В этот вторник на стройплощадке Нововоронежской АЭС-2 прошла торжественная церемония заливки бетона в фундамент здания реактора первого энергоблока новой атомной станции. С этого события в России, без преувеличения, началась эра возрождения атомной энергетики. Ведь НВАЭС-2 станет родоначальницей нового поколения атомных станций в стране.
Нововоронежская АЭС – историческая площадка сооружения всех головных энергоблоков атомных станций с водо-водяными энергетическими реакторами (ВВЭР) – от первого энергоблока с реактором ВВЭР-210, который был введен в эксплуатацию в 1964 году, до пятого энергоблока с ВВЭР-1000, который появился на станции в 1980 году.
Здесь, по сути, начиналось рождение советской атомной энергетики – именно в Нововоронеже апробировались энергоблоки, которые потом тиражировались по всей стране.
Заливка бетона в фундаментную плиту здания реактора первого энергоблока знаменует начало строительства НВАЭС-2. Оно, в свою очередь, даст старт Федеральной целевой программе «Развитие энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года» – в дальнейшем в РФ будет построено более 20 аналогичных энергоблоков.
Строительные работы ведутся ФГУП «Атомэнергопроект» – одной из ключевых инжиниринговых компаний Росатома. Этим предприятием созданы проекты большинства атомных энергоблоков на территории России, Восточной Европы и стран СНГ. По проектам компании сооружаются атомные станции «Бушер» в Иране, «Куданкулам» в Индии, «Белене» в Болгарии.
К сооружению Нововоронежской АЭС-2 «Атомэнергопроект» приступил в 2007 году. Ввод в промышленную эксплуатацию энергоблока №1, где будет применена реакторная установка ВВЭР-1200, запланирован на 2012 год, энергоблока №2 – на 2013 год. Проект АЭС-2
получил официальный сертификат на соответствие требованиям европейских эксплуатирующих организаций. По словам генерального директора ФГУП «Атомэнергопроект» Владимира Генералова, безопасность новой станции находится на самом высоком мировом уровне.
–Если бы строительство не началось в ближайшие годы, Воронежская область очень скоро могла стать энергодефицитной зоной, – рассказал Владимир Генералов. – Без электроэнергии осталась бы вся развивающаяся промышленность, сельское хозяйство, коммунальные службы.
–Непросто было добиться права поставить первый энергоблок именно у нас, – сообщил губернатор Владимир Кулаков. – Ведь с этого момента начинается возрождение всей атомной энергетики России.
Новая станция будет примерно на 20 процетов мощнее действующей НВАЭС, ее срок службы повышен в 2 раза. Электроэнергия со станции пойдет не только в Воронеж, но и в Курск, Белгород, Липецк. Вопрос цены на электроэнергию тоже обнадеживает.
–Сейчас мы уже прорабатываем вопрос, чтобы снизить стоимость электроэнергии на наших промплощадках, – сообщил Владимир Кулаков.
А на вопрос о льготах жителям, проживающим в 30километровой зоне, губернатор ответил так:
–Льгот не будет, мы страну и так превратили в государство просителей. Современная позиция такова, что надо просто платить людям достойные деньги, к чему мы все и стремимся. На станции только одного оборудования будет более чем на 100 млрд. рублей – это огромный налог на имущество. А еще налог на прибыль – ведь такие предприятия всегда работают с прибылью. Что предусматривали собой льготы проживающим в 30километровой зоне? Компенсацию за опасность. Но кому помогли эти льготы в Чернобыле? Они в момент опасности уже никому не потребовались. Будет достойная жизнь – никто о льготах и не вспомнит.
Также Владимир Кулаков рассказал о подписанном 21 ноября 2007 года соглашении о сотрудничестве между Федеральным агентством по атомной энергии и администрацией Воронежской области, которое предусматривает не только строительство НВАЭС-2, но и создание на базе атомной станции индустриального парка, где будет развиваться атомное машиностроение.
Параллельно с атомной станцией вырастет и новый город – Нововоронеж-2, финансирование строительства которого будет осуществляться за счет федеральных и областных денег.
Наталия Осадчая
События
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
Молодежь рвется в лидеры XXI века
Тринадцатилетний мальчишка Дима Вильчинский руководит пионерской дружиной Острогожской школы, 16летняя Любовь Бондаренко самозабвенно борется за сохранение экологии родного Ольховатского района, а 23летний стахановец Александр Волобаев выращивает хлеб в Подгоренском районе. Все они – победители областных молодежных конкурсов. И в канун Дня молодежи эти ребята приехали в Воронеж, чтобы принять поздравления с праздником. Всего же почетные грамоты, дипломы и призы из рук вице-губернатора Юрия Савинкова вчера получили более полусотни активистов и специалистов по работе с молодежью со всех уголков нашей области.
–Я хочу стать военным. В нашей семье по мужской линии все, начиная с прадеда, дослуживались до офицерских званий. Дед был казаком. Отец служил в сухопутных войсках. А я пойду на инженера автомобильных войск, – делится планами на будущее Дима Вильчинский из Острогожской школы № 4. Юный лидер вспоминает, что вначале над его амбициями даже одноклассники смеялись. Теперь, когда Дима вышел в общероссийский тур конкурса «Лидер XXI века», его зауважали – еще бы, о юном лидере теперь пишут острогожские газеты.
Вместе с Димой Вильчинским на всероссийские соревнования активной молодежи, возможно, отправятся и победители областного конкурса «Лучший по профессии» – молодежь, занятая в аграрном секторе региона.
Среди лучших оказался и 23летний тракторист-механизатор Александр Волобаев.
–Я выращиваю хлеб на полях Сергеевки Подгоренского района. У нас в агрофирме и помоложе меня ребята есть – двадцатилетние. Не знаю, почему меня выбрали. Да, руководство хвалит, премии дает, но… Может, потому что перерабатываю. Могу и полторы нормы выполнить за смену, – рассказывает Александр корреспондентам «Коммунара».
Бежать из деревни в город, как многие его сверстники, тракторист Волобаев пока не собирается – работать с землей парню нравится.
–А в городе… Что в городе – на стройку идти работать? – пожимает он плечами…
То, что такие толковые ребята, как Александр, остаются в деревне – и есть завоевание молодежной политики региона.
–Она не была бы столь успешной без поддержки руководства обладминистрации. Это не голословные заявления. В нашей области, в одной из первых, было создано управление молодежной политики. Кроме того, ровно год назад, благодаря содействию губернатора Владимира Кулакова, у нас появился свой Дом молодежи, где сегодня и проходит торжественное награждение, – отметил Сергей Бессолицын, и. о. руководителя управления молодежной политики Воронежской области.
В свою очередь, руководитель главного управления образования Яков Львович отметил, что заметно повышается образовательный уровень школьников, и в этом, безусловно, есть заслуга молодежных организаций.
– По результатам ЕГЭ, по количеству «стобалльников», мы попали в первую пятерку регионов. Более того, по сравнению с прошлым годом на треть стало больше победителей Всероссийского тура олимпиады школьников. И все больше ребят из Воронежской области претендуют на президентские премии, – пояснил Яков Евсеевич.
Люба Бондаренко, занявшая второе место в конкурсе «Лидер XXI века», еще не решила, кем хочет стать. У шестнадцатилетней девушки на раздумье – еще два года. Однако Люба уже руководит группой юристов МОУ Заболотовская СОШ Ольховатского района – ведет переговоры с руководством района, «выбивает» средства на реализацию экологической программы, которую разработала вместе со сверстниками.
–Мы убеждаем районные власти выделять средства на озеленение города и уборку мусора. Мы буквально приходим и просим: дайте нам денег на нашу программу. И у нас получается, – улыбается Люба Бондаренко. Впрочем, юристом девушка быть не хочет. Мечтает помогать людям, собирается заниматься общественной деятельностью.
–Мы самый крупный молодежный центр в ЦФО, после Москвы и Московской области. О молодежной политике нашего региона лестно отзывается Виталий Мутко, недавно назначенный на пост министра спорта, молодежи и туризма. Кстати, министр обещал приехать к нам в Воронеж и встретиться с молодежным активом, – заверил Петр Семенов, председатель комитета областной Думы по делам молодежи и спорту…
Еще бы Виталий Мутко не хвалил молодежную политику региона, когда воспитанник воронежской спортивной школы Иван Саенко так великолепно сейчас играет за сборную России по футболу на Евро-2008. Но то ли еще будет, когда на профессиональное поле выйдет молодежная смена: Дима Вильчинский, Люба Бондаренко, Александр Волобаев и их сверстники – лидеры XXI века!
Татьяна Дорофеева
События
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
Александр Бородюк: «На новую прическу пари больше не заключаю»
Сегодня на чемпионате Европы по футболу сборная России в полуфинале встретится с испанцами. Теми самыми испанцами, которыми наша команда была нещадно бита в первом матче группового турнира – 1:4. Понятно, что соперник сегодня будет уже не тот – техничный и по-спортивному наглый, легко разрывавший наши зыбкие оборонительные редуты. Он будет таким, каким россияне позволят себе увидеть его на футбольном поле – наши вполне заслужили это право, уже обеспечив себе как минимум бронзовые медали европейского первенства. А старую как мир футбольную истину, гласящую о том, что каждая команда играет так, как позволяет ей соперник, никто еще не отменял…
Наши теперь другие. Люди, привычные болельщикам по скучным матчам национального чемпионата тем, что передвигаются по полю пешком и редко попадают по воротам, вдруг заиграли легко и вдохновенно. Настолько, что на кураже даже позволяют себе заключать пари на исход встреч. Например, накануне четвертьфинала с голландцами Константин Зырянов поспорил с помощником Гуса Хиддинка – Александром Бородюком, который, напомним, родом из Воронежа. Так вот, Бородюк пообещал, что если россияне пройдут дальше, то он укоротит свою шевелюру. Сборная России прошла «оранжевых» и Бородюк постригся.
На что и кто теперь будет спорить в команде? И как нам брать реванш у испанцев? Как изменилась сборная России с того злополучного стартового матча? Ответы на эти вопросы корреспондент «Коммунара» попытался получить у Александра Бородюка, когда вчера позвонил ему в Вену.
–Александр Генрихович, перед полуфиналом никаких пари с футболистами не заключали?
–Нет, больше не заключал. Хватит и одного раза (смеется).
–Будут ли испанцы другие в этом матче по сравнению с теми, которым россияне крупно уступили в первой встрече?
–Я не могу ответить на этот вопрос, сложно говорить о том, как может выглядеть в предстоящем матче твой соперник. Мне проще говорить о своей команде.
–А что поменялось в нашей сборной с того матча?
–Мы можем пройти этого соперника за счет командного духа, бойцовских качеств своей команды и высокого мастерства игроков, которое теперь смогли увидеть все. Повторюсь, но выйти в полуфинал наша команда сможет, если будет биться на поле так же, как и в предыдущих выигранных матчах. Думаю, что для соперника эта встреча не станет легкой прогулкой…
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
Станет ли легче от легкого метро?
Городская администрация представит на Первом Инвестиционном форуме «Партнерство регионов – конкурентоспособность России», который открывается сегодня в Воронеже, проект строительства легкого метро.
По сообщению из мэрии, протяженность линии метро составит 30,8 км, загрузка – 300 тысяч пассажиров в сутки. Метро планируется построить вдоль существующего железнодорожного полотна, также оно будет проходить по эстакаде Северного мостового перехода для соединения основной части города с его левобережной частью.
Стоимость проекта составляет 15,4 млрд. рублей, а срок его реализации – 5 лет. По мнению разработчиков проекта, строительство легкого метро в Воронеже позволит горожанам и гостям города перемещаться значительно быстрее и комфортнее по городу, что будет стимулировать его использование взамен личного автотранспорта.
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
На таможне – новый начальник
Воронежскую таможню на этой неделе посетил начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов.
Он ознакомился со структурой Воронежской таможни, посетил ряд приграничных таможенных постов, а также провел рабочие встречи с губернатором Воронежской области Владимиром Кулаковым, главным федеральным инспектором Павлом Кораблевым, руководителями правоохранительных органов. Обсуждались вопросы взаимодействия таможни с государственными контролирующими органами.
Кроме того, Сергей Прусов представил руководителям области нового начальника Воронежской таможни – полковника таможенной службы В.А.Романовского, приступившего к исполнению обязанностей с 24 июня.
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
Пока идут поддельные часы…
Тем временем, воронежские таможенники задержали в международном аэропорту Воронеж гражданку Армении, прибывшую рейсом из Еревана. В ходе таможенного досмотра инспекторы обнаружили в ее ручной клади четверо золотых часов с логотипами известных фирм-производителей, а также более десятка ювелирных золотых украшений с вкраплениями драгоценных камней.
Прибывшим на место сотрудникам оперативно-разыскного отдела Воронежской таможни пассажирка из Армении пояснила, что везла все эти предметы для личного пользования и не знала о необходимости их декларирования. По заключению эксперта, часы оказались не настоящими Rolex и Cartier, однако их общая стоимость превысила 100 тысяч рублей. Золотые кольца и цепочки «потянули» еще на 32 тысячи рублей.
Добавим, что по Кодексу об административных правонарушениях за подобное деяние предусмотрен штраф в размере от половины до двухкратной стоимости задержанного товара, с возможной его конфискацией.
Политика
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
Владимир Кулаков: «Гости уедут – инвестиции останутся»
Сегодня в Воронеже открывается Первый инвестиционный форум. В канун этого события губернатор Воронежской области ответил на вопросы газеты «Молодой коммунар».
–Основная идея открывающегося форума четко сформулирована в самом его названии «Партнерство регионов – конкурентоспособность России». Действительно, в современной экономике отдельно взятый регион не в состоянии в одиночку обеспечивать высокую динамику развития. Настало время переходить на региональную кооперацию…
–Партнерство – это не только кооперация, когда каждый вносит свою долю труда в общий конечный продукт. Многие регионы при нормальном инвестиционном климате и в одиночку способны обеспечить хорошую динамику своего развития. Мы речь ведем о другом, и это прозвучит на форуме: государство должно взять на себя роль координатора в размещении производительных сил. Сегодня что происходит? Регион начинает работать над созданием собственного инвестиционного климата. Создает законодательную базу, формирует программы. Для этого ему не нужны согласования ни с Москвой, ни с Питером. И инвесторам созданный таким образом «климат» нравится, и они начинают приходить на эту территорию.
Потом выясняется, что в этом регионе не хватает энергетических мощностей, рабочих рук и вообще вся инфраструктура не развита. И в итоге инвестиционный процесс начинает не ускоряться, а тормозиться. Я полагаю, что государство должно ситуацию регулировать. В рамках Центрального федерального округа подобная работа уже проводится. Полномочный представитель президента Георгий Сергеевич Полтавченко все чаще берет на себя функции координатора. Строит, например, Калуга автосборочное предприятие – и всем остальным регионам округа предлагается принять участие в формировании автопромовского кластера. То есть сообщества предприятий, которые работали бы на это производство: поставляли детали, узлы, материалы, услуги… Поэтому наш Первый Воронежский форум, несмотря на солидный масштаб, достаточно локален: он нацелен в первую очередь на формирование программ взаимодействия в Центральном федеральном округе.
–В настоящее время на территории области реализуется или готовится к реализации почти 400 инвестпроектов. Общий объем вложений – более 800 миллиардов рублей. Это, конечно, цифра большая для «типичного», как уже принято говорить, региона. Между тем от инвестиционного форума ждут сравнимого по масштабам эффекта. Сумеет ли экономика Воронежской области безболезненно усвоить такие «лошадиные дозы» инвестиций?
–К цифрам ожидаемого эффекта надо относиться с пониманием. Подтвержденный объем сделок пока не так велик. Мы планируем на этом форуме подписать более 30 инвестиционных соглашений, с объемом инвестиций 90 млрд. 334 млн. рублей. Речь идет прежде всего о тех проектах, которые уже находятся в начальной стадии реализации. Сейчас, в самый канун открытия форума, мы ежедневно участвуем в двух-трех церемониях закладки камня в основание тех объектов, которые будут строиться, начиная с этого года.
А те сотни миллиардов, на которые мы дополнительно рассчитываем, будут поступать в регион в течение нескольких лет, так что «перегрева» нашей экономики не случится.
Да, и 800 миллиардов – цифра, скажем без ложной скромности, немаленькая. Нам удалось создать один из лучших (это не моя оценка, а инвесторов и экспертов) в России пакетов законодательных решений в сфере инвестиций. Область активно презентуется на авторитетных международных выставках и в посольствах зарубежных стран, достойно представлена в виртуальном пространстве. И вот – сначала мы работали на инвестиционный климат, теперь инвестиционный климат работает на нас. Неподкупный журнал «Форбс» недавно опубликовал рейтинг, в котором Воронежская область стоит на девятом месте по инвестиционной привлекательности среди всех субъектов Федерации. И первой в Центральном федеральном округе. Воронеж сегодня имеет реальную возможность конкурировать за инвестора с любым из российских регионов. Более того, мы сегодня отказываемся от проектов, которые сулят миллиардные вложения, но при этом несут, например, существенные экологические риски. Мы эти проекты просто не рассматриваем. У нас и без того есть сильные козыри – будучи крупным научным и промышленным центром, мы можем реализовывать наукоемкие инновационные инвестпроекты.
По большому счету наша главная задача – создать принципиально новую промышленность, которая бы заменила индустриальное наследие советских времен.
–В последнее время Воронеж серьезно продвинулся в развитии инфраструктуры: заканчивается реконструкция Чернавского моста, идет реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта, которая будет способна принимать тяжелые самолеты. Но ключевым проектом должно стать строительство железнодорожного вокзала Воронеж-3. Когда все эти объекты превратят Воронеж в единый современный логистический узел?
–Логистические комплексы строятся не просто в том месте, где захотелось построить. Главную роль играет не экономическое развитие территории, а ее положение. Просто география. Именно она предопределила появление проекта станции Воронеж-3 и неизбежность его реализации. Уже готовятся документы на землю под строительство. И буквально по завершении форума мы с моим заместителем Вячеславом Клейменовым выезжаем в Москву, в РЖД, где будем отрабатывать конкретные вопросы строительства новой станции.
Воронеж-3 разместится между Тамбовской трассой и авиационным заводом и станет главными железнодорожными воротами Воронежа. Старый, отслуживший верой и правдой вокзал Воронеж-1 будет принимать только пригородные поезда. Соответственно, вокруг нового транспортного центра сложится новый городской центр. Там будут строиться гостиница, объекты торгово-развлекательной индустрии, офисные комплексы. И поэтому уже сейчас нужно провести полную ревизию земельных участков, чтобы не было потом задержек из-за неподготовленной документации. Такая инвентаризационная работа тоже идет полным ходом.
Администрация области примет участие и в строительстве других объектов транспортной инфраструктуры. Один из самых перспективных – реконструкция взлетной полосы аэропорта. Отсутствие современной взлетно-посадочной полосы сегодня сдерживает развитие грузовых терминалов в нашем аэропорту. Да, в обывательском представлении расцвет аэропорта – это достижение массовости пассажирских перевозок. Но будущее нашего воздушного узла – все-таки в сфере грузоперевозок. Строительство первой полосы, способной принимать практически все типы существующих ныне самолетов, должно быть завершено в 2009 году. И уже начинается проработка проекта второй полосы. Строительство такого крупного транспортного воздушного логистического комплекса даст толчок к освоению новых территорий вблизи аэропорта. Здесь появятся жилой массив общей площадью не менее 3 млн. кв. м жилья, технопарк, финансовые центры, бизнес-комплексы, наконец, конгресс-холл, где и будут проходить все крупные мероприятия вроде сегодняшнего форума.
–Раз мы начали говорить о комплексном освоении территорий, нельзя не затронуть проблематику промышленных зон. В какой стадии находится процесс их формирования?
–Опыт создания промышленных зон у нас перед глазами. Еще на заре перестройки в Липецкой области была образована свободная экономическая зона (СЭЗ): построен завод холодильников «Стинол», потом появились другие производства. И в основу нового строительства итальянцы положили свою, принятую в Италии идеологию промышленных округов. Там, на ограниченной территории, иностранные инвесторы пользуются очень большими налоговыми, таможенными и прочими льготами сроком на 20 лет. На этом этапе регион в общем-то больших благ не получает – налоговых-то поступлений почти нет.
Зато есть риск, что, отработав без налогов эти 20 лет, инвестор потом «помашет ручкой»: спасибо, ребята, мы уходим. Да, мы тоже сначала хотели было воевать за создание такой СЭЗ, даже готовили заявочные документы. Но потом пришли к выводу: не надо суетиться. И пошли по другому пути – пути организации промышленных площадок, способных вместить десятки предприятий. Здесь тоже инвестор может получить серьезные преференции – но только при строительстве предприятия. Инвестор получает промплощадку под ключ – с электроэнергией, газом, автомобильной дорогой и подъездом к железнодорожному пути, канализацией и водоснабжением. И в этом его главная выгода. Он, во-первых, экономит большие деньги на инженерной структуре; во-вторых, сокращает минимум на год, а то и на два срока строительства предприятия. И вот такую площадку мы создали не одну, а несколько. Например, под масловскую промплощадку площадью более тысячи гектаров земли РАО «РЖД» построит новую грузовую станцию. Она будет называться Масловка-2. Объем грузоперевозок на этой станции составит порядка 19,2 миллиона тонн в год. В этом большой интерес и для самих железнодорожников: новые объемы, новые рабочие места…
Но заметьте – инвестор платит и полновесные налоги, и все положенные таможенные и прочие платежи. Да, государство сильно затрачивается на инфраструктуру, но ее по-любому надо развивать…
Еще одна промышленная зона будет строиться в Нововоронеже. Здесь уже один из объектов четко определен – знаменитый Кировский завод выкупил местный завод «Атомэнергозапчасть» и возобновляет там производство энергооборудования. Впоследствии рядом с ним будет построен рядом крупный завод по производству алюминиевой фольги.
Еще один плюс этой зоны – то, что территория Нововоронежа примыкает к Каширскому району. И сегодня глава Каширского района Юрий Матвеев – один из наших активных союзников в развитии индустриальной зоны. Потому что на территории его района будут строить и новые промпредприятия, а главное – город-спутник Градослав. Матвеев – энтузиаст этого проекта. Он значительно упростил нам работу с землей. И мы землю под эти зоны просто получаем, каширская администрация достаточно эффективно и быстро работает, поэтому я, пользуясь случаем, хочу озвучить свою позицию, что мы будем поддерживать его на выборах. Мне нужны люди, которые эффективно делают свое дело.
Сегодня с Минатомом прорабатываем вопрос создания специализированной энергосбытовой компании, которая бы поставляла электроэнергию НВАЭС на эти промышленные площадки. Цена этой энергии будет существенно ниже и послужит дополнительным стимулом для инвесторов, особенно представителей энергоемкого производства. Третья промышленная зона тоже уже сформирована – на стыке Хохольского и Семилукского районов. Здесь реализуется тема стройиндустрии: один, а может быть, и два цементных завода, завод облицовочного кирпича, предприятия по производству мелкодисперсного мела и извести, строительного стекла и другие.
Повторяю, эти промышленные зоны не имеют ничего общего с классическими особыми экономическими зонами. Попытки ввести собственные налоговые льготы в регионах неоднократно пресекались, и справедливо. Налоговые льготы – это прерогатива федерального центра. А вот мы идем по другому пути. И уверен – идем правильно.
–Надеетесь ли вы, что Воронежский инвестиционный форум станет регулярным?
–Конечно, мы, замышляя его создание, рассчитывали, что Воронежский форум станет регулярным – ежегодным или хотя бы раз в два года. Но это во многом зависит от того, каким получится первый блин. Я же помню, как начинались кубанский, питерский форумы. А мне вот пришлось в Питере на форуме обратиться к председателю правления Сбербанка Герману Грефу с просьбой поддержать наш, Воронежский форум. Местный Сбербанк никакого активного участия в мероприятии не принимает, его спонсорская помощь в размере 100 тысяч рублей ничего, кроме улыбки умиления, вызвать не может. А ведь мы форум проводим за счет привлеченных средств. Расходы бюджета минимизированы: они в основном идут на то, чтобы привести город в порядок. Все остальное, включая и губернаторский прием, пройдет за спонсорские деньги. Бизнес в Воронеже должен более активно помогать подобным начинаниям властей. Конечно, должны быть какие-то якорные бизнес-структуры. И я рассчитываю, что одной из якорных бизнес-структур все-таки станет Сбербанк: ведь большинство приходящих инвесторов дальнейшие операции будут осуществлять через его филиалы. Это сторицей окупит любые расходы финансистов. Впрочем, и другие банковские структуры заинтересованы в том, чтобы более активно участвовать в этом процессе. Пока что наибольшее участие в подготовке форума приняли: компании «Продимекс», «Ильюшин Финанс Компани» и другие. Мы каждую фирму-спонсора обязательно назовем, каждой направим благодарность по окончании форума. Мы делаем общее дело и сегодня закладываем камень в фундамент многолетней традиции. Инвесторы уедут от нас, надеюсь, с хорошими впечатлениями, а инвестиции останутся и будут работать.
Беседовал Александр Пирогов
Политика
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
Две лучше, чем одна?
Депутаты создали «государственную» Общественную палату
Двухсотое, юбилейное заседание Воронежской областной Думы завершило работу весенней сессии. За несколько месяцев было принято 60 законов, более 160 постановлений и решений областного парламента, в Государственную Думу направлено восемь законодательных инициатив. В числе важнейших – закон о регулировании земельных отношений на территории Воронежской области, о развитии малого и среднего предпринимательства, о жилищном фонде.
Несмотря на то, что впереди у депутатов парламентские каникулы, спикер облдумы Владимир Ключников призвал коллег не расслабляться и летом. Напомнил, что отпуск – это прежде всего возможность окунуться в жизнь избирательных округов, поработать в комитетах над шлифовкой законопроектов, которые предстоит рассмотреть осенью. Главный из них и самый трудоемкий – бюджет Воронежской области на 2009 год. Кроме того, среди важнейших – законы о государственной поддержке ипотечного кредитования, ведении лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях и информационной безопасности на территории Воронежской области.
Одним из главных вопросов повестки дня юбилейного думского заседания стало рассмотрение исполнения бюджета Воронежской области за прошедшей год. Впрочем, отчет руководителя главного финансового управления администрации Воронежской области Надежды Сафоновой был кратким. Несмотря на значительный первоначальный дефицит средств доходной части, по итогам года бюджет был исполнен с профицитом в несколько сотен миллионов рублей. И дело тут не только в значительном увеличении финансирования расходных статей бюджета, сколько в повышении эффективности расходования бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета прошел экспертизу Минфина и был принят без замечаний.
А далее преобладали законопроекты социальной направленности. Один из важнейших – внесение изменений в закон «О приемной семье в Воронежской области». Теперь приемным семьям, имеющим трех и более детей, включая родных и приемных, вне зависимости от совокупного дохода будет предоставлена социальная поддержка, предусмотренная для многодетных малообеспеченных семей.
Проект закона разработан в целях устранения противоречий, возникших в результате реализации действующего областного законодательства. Дело в том, что приемным семьям, имеющим трех и более детей – родных и приемных, – предоставляются льготы, предусмотренные федеральным законодательством для многодетных семей. При этом областное законодательство предусматривает льготы только для малообеспеченных многодетных семей. Приемные семьи малообеспеченными не являются, поскольку с учетом всех положенных выплат – 4 тысячи рублей в месяц на каждого ребенка и «зарплат» приемных родителей – по 2,5 тысячи за каждого – среднедушевой доход семьи значительно превышает прожиточный минимум. На этом основании органы соцзащиты отказывают приемным семьям в получении льгот. Облдума уравняла многодетные приемные и малообеспеченные семьи в правах. Теперь им положена в том числе 30процентная льгота при оплате коммунальных услуг, выделение при необходимости в собственность земельного участка для создания крестьянско-фермерского хозяйства, бесплатный проезд и питание школьников и студентов.
Поскольку изменения требуют внесения новой строки в расходную часть бюджета, они вступят в силу 1 января 2009 года.
Несмотря на многочисленные возражения и затянувшиеся на несколько месяцев прения, депутаты со второй попытки утвердили закон «Об общественной палате Воронежской области». Теперь помимо существующей палаты – объединения некоммерческих организаций – в регионе появится «государственная» Общественная палата. Ее аппарат будет состоять из 60 человек, половина из них – представители общественных организаций области, по 15 человек представят областная Дума и областная администрация.
–Руководитель существующей палаты уже всем растрезвонил, что новая создается исключительно под него. Хочется задать вопрос: зачем нужны две одинаковых организации с одним руководителем, который проявил себя только пиар-акциями? – спросил депутат Игорь Макаров. – И почему на содержание палаты выделены бюджетные деньги?
Коллегу поддержал Андрей Зоткин:
–Чем будет заниматься эта Общественная палата – защищать общество от самого себя? Согласитесь, отстаивать интересы общества перед государством на бюджетные деньги – странная затея.
Руководитель правового управления администрации области Валерий Карташов успокоил депутатов, заявив, что на содержание аппарата палаты будет выделена весьма незначительная сумма – на бумагу и почтовые расходы.
– Лучше пусть они получают деньги из бюджета, чем будут искать их у «левых» источников, – объяснил он. – Впрочем, удвоения не избежать – ни областная Дума, ни областная администрация не вправе ликвидировать «первую» Общественную палату.
Вопрос о необходимости общественной экспертизы готовящихся в области законопроектов, то есть дублирования функций областной Думы, так и остался открытым. Набрать нужное для утверждения законопроекта число голосов удалось только со второй попытки.
Кроме того, депутаты подписали обращение к своим коллегам из Государственной Думы с просьбой принять неотложные меры по решению проблем чернобыльцев и восстановить «социальную справедливость».
Напомним, 19 мая 10 воронежцев-ликвидаторов чернобыльской аварии объявили голодовку, требуя вернуть льготы по оплате услуг ЖКХ и получению жилья, а также провести индексации социальных выплат и вернуть возможность льготного медицинского обслуживания. Кроме того, они настаивают на восстановлении 50процентных льгот на оплату услуг ЖКХ для членов их семей. Многочисленные судебные иски результата пока не дали. Неделю спустя чернобыльцы приостановили голодовку на три месяца – областные власти пообещали содействовать в отстаивании интересов чернобыльцев перед федеральной властью, а прокуратура намерена проверить каждый конкретный случай нарушения их прав. Кроме того, было обещано решить и вопрос о льготном порядке оказания медицинских услуг инвалидам-чернобыльцам в больницах области.
Между тем, на региональном уровне решить все проблемы инвалидов просто невозможно – чернобыльцы отнесены к федеральным льготникам.
Депутаты облдумы решили поддержать усилия исполнительной власти региона – обращение содержит просьбу решить насущные проблемы чернобыльцев. В том числе – содействовать погашению задолженности федерального бюджета по выплатам за причиненный вред здоровью согласно исполнительным листам судебных решений, вступившим в силу более трех лет назад. А также – внести изменения в систему обеспечения ликвидаторов жильем. Если раньше они получали «живые» метры, то теперь – сертификаты, как и военные. Проблема в том, что заявленная в сертификате стоимость квадратного метра едва ли не вдвое ниже рыночной – то есть обещанные государством «квадраты» обречены остаться на бумаге. Обращение адресовано председателю Государственной Думы Борису Грызлову и коллегам из законодательных собраний субъектов Федерации.
Анна Белова
Общество
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
И мост подняли, и рыбку съели
Воронежские подводники при помощи… понтона выловили гигантского сома
Водолазы из воронежской школы подводного плавания «Водолей» неожиданно для самих себя доказали миру, что добывать рыбу можно не только при помощи крючка, сети, подводного ружья или других привычных рыболовных приспособлений. Совсем недавно они поймали гигантского сома… затопленным понтоном.
В селе Гремячье Хохольского района подводники выполняли работы по подъему затонувшего понтонного моста, который покоился на пятиметровой глубине Дона. Они тянули лебедкой секции десятиметровой длины бывшего моста высотой 1,5 метра, шириной – в 3 метра. Примечательно, что в каждой секции имеются два вертикальных люка (1х1 метр), ведущих внутрь понтона. После того как часть моста была извлечена из воды на берег, водолазы решили посмотреть – а нет ли чего там внутри, тем более что специалистам вроде бы послышались какие-то непонятные звуки, идущие из железных недр.
–После того как из понтона вытекла вода, мы увидели внутри громадного сома, который уже практически ползал по дну, – рассказал корреспонденту «Коммунара» директор «Водолея» Андрей Денисов. – Наш коллега Сергей Лаврентьев зацепил этого гиганта веревкой, выдерживающей на разрыв трехтонный груз, и мы вшестером с трудом вытащили сома на поверхность. У нас все ребята опытные, много чего повидали под водой, но такую гигантскую рыбину никто еще никогда не наблюдал. Очевидно, этот гигант под водой забрался в укромное местечко – внутрь понтона, да и остался там…
«Рыбешка», нежданно-негаданно «клюнувшая на железо», оказалась действительно сказочных размеров – длиной 2,1 метра и весом в 64 килограмма. Вот и получилось так, что в тот день водолазы и сами рыбки поели, да еще и угостили с десяток местных жителей, прибежавших подивиться на гигантский улов.
…В природе, как известно, быстрее всех растут рыбы. А потому зачастую селявка, пойманная рыбаком сегодня, через пару дней «вырастает» в гигантскую щуку. Для того-то водолазы, которым выпала неожиданная рыбацкая удача, и засняли свой улов на камеру мобильного телефона. Примечательно, что весь сом так и не влез в объектив, поэтому запечатлевать его пришлось по частям. Но и эти кадры дают представление о том, что разжиться громадной рыбой можно и при помощи старого понтона.
Леонид Шифрин
Общество
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
Эскорт-услуги по-милицейски
В свободное от службы время инспектор по пропаганде отделения ГИБДД ОВД по Новохоперскому муниципальному району капитан милиции Олег Самойлов торопится испачкаться моторным маслом и пропахнуть бензином. Для чего он снимает форму, облачается в засаленную робу и идет в свой гараж. Идет, впрочем, не один, а с подростками, откуда спустя часы все выходят донельзя довольные…
Олег с детства помешан на мотоциклах: сколько себя помнит, постоянно что-то ремонтировал, менял в своих «железных конях», а вот уже три последних года капитан Самойлов возглавляет районную организацию «Юных инспекторов движения» (ЮИД). (К слову сказать, именно в Новохоперском районе она появилась первой в области – аж в 1973 году, но в начале нового века ее работа сошла на «нет», а новую веху в своей истории организация отмечает с 2005 года.) Сейчас она насчитывает около 100 юидовцев – учащихся 5–8 классов, а с января прошлого года у ребят даже появилась своя газета «Стоп-сигнал», которая выходит раз в месяц тиражом в 800 экземпляров. Материалы для нее пишут сами школьники, а набирает тексты и редактирует их капитан Самойлов. Она распространяется во всех школах, автохозяйствах района, раздается на улицах Новохоперска.
И что характерно – в последние годы статистика детского травматизма на дорогах района заметно пошла на убыль. С 2006 года на реке Савала рядом с районным центром работает юидовский летний лагерь, где мальчишки и девчонки изучают правила дорожного движения, приемы оказания первой помощи при ДТП, даже навыки вождения на лагерном автодроме получают, управляя специально переделанной мотоколяской («инвалидкой»). И все было бы хорошо, да только ребятам хочется с техникой повозиться, открутить гайки, поменять масло, то есть освоить элементарное. Вот тут-то Олег Самойлов вместе с начальником отделения ГИБДД ОВД по Новохоперскому муниципальному району Виталием Комашко решили совместить приятное с полезным.
Еще пару десятков лет назад инспекторы гоняли на эскортных мотоциклах – и колонны сопровождали, и нарушителей ловили, и патрулировали улицы. Но теперь таких машин в ГИБДД практически не осталось, и в Новохоперске решили вернуть былую славу облегченных эскортных «Уралов» (отличаются от обычных более низкой посадкой, форсированным двигателем и облегченной рамой), восстановив несколько таких мотоциклов.
–Мы решили убить двух зайцев, – говорит капитан Самойлов, – возродить для своей работы эти безотказные машины, а с другой стороны – сделать как бы учебное пособие для пацанов. В процессе сборки они постоянно крутились рядом, помогали, получая элементарные навыки ремонта и профилактики мотоцикла. Теперь сами и масло могут поменять, и свечи, то есть провести элементарный мелкий ремонт машины. Конечно, ездить на них ребятам пока нельзя – малы еще, зато, как только я в гараж прихожу, человек шесть – семь возле меня собираются и помогают в работе.
Первый эскортный «Урал» сегодня уже полностью готов, а собирали его буквально по дворам – где-то раму нашли, где-то полностью «убитый» движок, где-то колеса. В общем, первый мотоцикл Олег собрал за пару месяцев (помощь в восстановлении старых деталей и изготовлении новых оказали руководитель агрохолдинга «Хопер» Сергей Красноштанов и директор ремонтно-механического завода Новохоперского района Петр Шалин). Теперь это вполне боеспособная машина, в чем на минувшей неделе убедились корреспонденты «Коммунара», когда инспектор Самойлов лихо промчал на нем по улицам Новохоперска. А в гараже Олега стоит почти готовый второй эскортный мотоцикл, собранный из такого же старья – осталось только поставить на него отремонтированный двигатель и покрасить. Через месяц и этот «Урал» с помощью Олега и его подопечных мальчишек должен встать в милицейский строй и начать нести службу на дороге.
–В Новохоперском районе накоплен большой опыт работы с детьми по пропаганде правил дорожного движения, – говорит заместитель начальника отдела УГИБДД области Татьяна Сушкова. – К слову сказать, недавно новохоперцы участвовали в конкурсе «Динамо» – детям-сиротам», представив на конкурс в Москву наиболее интересные формы и приемы по пропаганде ПДД. В итоге 50тысячный грант, который они выиграли, пойдет на работу с детьми-сиротами из детских домов, что нынешним летом будут не только отдыхать в юидовском лагере, но и получат элементарные навыки поведения на дороге.
Леонид Шифрин
Общество
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
ЗаМОТОнный автоинспектор
Госавтоинспектор без мотоцикла, что цыган без лошади, однако теперь служебных «Уралов» канареечного цвета на вооружении сотрудников ДПС практически не осталось – все пересели на машины. Вот и приходится некоторым из них искать особые способы утоления своей мотоциклетной страсти…
–На последнем эскортном «Урале» в районе ездил я, – вспоминает командир взвода № 6 второго батальона полка ДПС УГИБДД области подполковник милиции Александр Степаненко, – теперь мотоциклов у нас нет. А я с детства люблю эту технику…
Подполковнику Степаненко сейчас сорок шесть, стаж работы в «органах» – уже 20 лет, начинал рядовым инспектором, и все время его работа была связана с мотоциклом – погони, задержания, патрулирование, сопровождение… Еще будучи мальчишкой, гонял на мопедах, сам что-то переделывал, ремонтировал, усовершенствовал.
А несколько лет назад съездил в Питер, где проходил международный фестиваль байкеров, обошел десятки мотоциклов, пообщался с их владельцами и поехал домой, чтоб по просьбе сына Юрия, которому тогда было 14 лет, начать «из того, что было» собирать свою первую машину.
–Взял раму от списанного «Урала», добавил туда движок, а все остальное практически гнул, варил и лепил на мотоцикл сам: глушитель, руль, спинку, сиденье, защитные трубы, – говорит подполковник. – Сам я на нем только и проехал по двору, а сыну мотоцикл пришелся по душе, он гонял на нем круглый год. Но это была, так сказать, «проба пера», а потом мы с сыном взялись за совершенно новую оригинальную модель…
Сейчас будущая машина подполковника Степаненко почти готова. Это еще более оригинальный мотоцикл, чем первый. Перед началом работы Александр Юрьевич с сыном перелопатили кучу технической литературы, облазили весь интернет, копировали схемы, эскизы самых эксклюзивных машин, сами рисовали будущий мотоцикл на листах бумаги, что-то чертили, часами запершись в гараже…
В итоге получилась чисто байкерская машина, о ее отдаленном родстве с серийными напоминают только «ураловская» рама и движок. Все остальное – руль, глушитель, трубы и многие мелочи – было сделано своими руками.
–Сейчас мотоцикл почти готов, – говорит подполковник Степаненко, – осталось доделать только некоторые мелочи.
Есть у командира взвода своя «мотоциклетная» мечта – как-то, отдыхая в Геленджике, увидел мотоцикл с тремя колесами и «жигулевской» рамой, на которой поперек стоял диван. На этой переделанной из «Урала» чудо-технике владелец катал по три человека, усаживая пассажиров на «спальные места». Нечто подобное на пару с сыном собирается сотворить и подполковник Степаненко, да вот только подходящий диван найти им будет посложнее, чем собрать такой мотоцикл…
Леонид Шифрин
Культура
№ 66 (12409)
26 июня 2008, четверг
Шнитке и Шостакович встретятся в Воронеже
Оперный театр ставит неожиданный эксперимент
Имя прославленного балетмейстера Владимира Васильева воронежскому зрителю известно хорошо. На сцене оперного театра уже идут два его балета – «Золушка» и «Анюта». Последний, к слову, стал «Событием сезона-2007». И вот, на радость публике, Владимир Викторович решил поставить на воронежских подмостках еще одну свою работу. «Два в одном» – так обозначил мастер будущий шедевр, в котором посредством танца соединятся два разных автора, два разных произведения и два разных композитора. О неожиданном эксперименте Владимир Васильев рассказал корреспонденту «Коммунара».
Готовящаяся постановка, без преувеличения, должна стать мировой сенсацией. Впервые балет будет состоять из двух несвязанных частей. В первой зрители увидят сюиту Альфреда Шнитке «Ревизская сказка» (по мотивам повести Николая Гоголя «Мертвые души»), во второй на сцену выйдут герои пушкинской «Сказки о попе и его работнике Балде». Между прочим, музыку к одноактному балету «Балда» написал Дмитрий Шостакович.
По словам Владимира Васильева, в новом спектакле он постарается задействовать всю труппу Воронежского оперного театра, так как оба балета требуют большого количества персонажей. Премьера неожиданного эксперимента, скорее всего, состоится в следующем театральном сезоне. А пока балетмейстер присматривается к артистам и… пишет картины. Как оказалось, наши просторы вдохновили Васильева на серию пейзажей. Отдыхая в санатории Дзержинского, Владимир Викторович не смог устоять перед удивительными видами на реку Воронеж и взялся за кисть.
На самом деле живописью всемирно известный хореограф увлекается с детства. Признается, что в «урожайный» год способен до 400 картин написать. Неоднократно работы Васильева выставлялись и даже уходили с молотка. «Вообще-то, я никогда не планировал продавать свои картины. Но мне стали поступать заманчивые предложения, и я решил: а почему бы и нет? Сейчас мои полотна стоят 2–3 тысячи долларов. Полагаю, что после моей смерти их будут продавать по 30–40 тысяч, – улыбается Владимир Викторович. – И что удивительно: люди покупают картины независимо от цены. Просто время, наверное, такое. Вот если бы билет в Большой театр стоил сейчас 200 рублей, туда бы никто не пошел, это не престижно. Зато когда он на сегодняшний день стоит 15 тысяч, а в иные дни и до 30 доходит, все ломятся в Большой театр. Как же, это ведь модно! Только такие зрители уже даже не считают нужным аплодировать, улыбаться. Сидят с каменными лицами. Как же, они деньги заплатили! А вы, танцоры, теперь эти деньги отрабатывайте».
Говоря о провинции, Васильев не скрывает удовольствия наблюдать за публикой. «Она у вас «голодная», в хорошем смысле этого слова, – любит повторять он. – Поэтому и работается мне у вас замечательно». Такое же мнение хореограф имеет и насчет артистов. «Каждому творцу нужен хороший материал: скульптору – глина, художнику – бумага, а балетмейстеру – танцовщик. Воронежские артисты очень дисциплинированны, не испорчены, не избалованы, как в столичных театрах. У них глаза горят, они хотят работать».
Особых похвал Владимир Васильев удостоил нашу юную балерину Анжелину Воронцову. Маэстро заприметил ее полтора месяца назад на конкурсе «Арабеск», где воронежская девушка произвела настоящий фурор! «Я до сих пор под впечатлением! – восторженно заявил он. – У Анжелины прекрасные внешние и физические данные: необыкновенно большой шаг, великолепный подъем, красивые линии. Плюс редкий артистический дар. Конечно, и в Мариинке, и в Большом театре есть танцовщицы, одаренные физически, но я нигде не видел девочки, которая в 16 лет отдавалась бы танцу с такой душой!»
Васильев пообещал помогать талантливой ученице Татьяны Фроловой во всех ее начинаниях. И, кто знает, может, именно Анжеле достанется ведущая партия в новом балете знаменитого хореографа?
Наталья ТРУБЧАНИНОВА