ТУРКЛУБ "МЕРИДИАН"
ОТЧЁТ
О ГОРНОМ МАРШРУТЕ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
в Гиссаро-Алае, Алайский хребет
,
совершенном в июле-августе 2013 г.
г. Пермь
2013
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Вид туризма
Категория сложности похода
Протяженность активной части, км
Продолжительность
Сроки проведения
Общая
Ходовых дней
Горный
Вторая
101,6*
16
12
20.07.2013 – 04.08.2013
* – в зачёт идёт 93 км (километраж радиальных выходов с возвратом по тому же пути делится пополам, засчитываются
выходы с участием не менее 2 человек из группы).
Географический район: Гиссаро-Алай, Алайский хребет.
Туристический район: Памиро-Алай, Кичик-Алай, Алайский хребет в районе Кичик-Алая.
Нитка маршрута: Город Пермь – город Екатеринбург – город Ош – река Киндик – озеро 4039 м – ледник №327 –
перевал Киндик 1А* 4488 м – река Кашка-Суу – река Кёкджар – перевал Кёкджар н/к 4169 м + озеро Кош-Кель + озёра
Дамджайлоо (радиальный выход) – правый приток реки Кёкджар – левобережная морена ледника №87 – перевал СК МАИ 1Б 4657 м
– ледник Кумтор – озеро 4037 м – река Зор-Кумтор – река Кичик-Алай – река Киндик – вершина Калтатёр н/к 3563 м
(радиальный выход) – посёлок Кашка-Суу – город Ош – город Екатеринбург – город Пермь.
Количество участников: 6 человек
Руководитель: Антонов Дмитрий Валерьевич
СПИСОК ГРУППЫ.
№ п/п
Ф. И.О./th>
Г. р.
Фотография
Опыт
Перевальный и высотный опыт
Количество походов с руководителем
Обязанности в группе
1
Антонов Дмитрий Валерьевич
1983
5 П-У Приполярный Урал,4 Г-У Алтай, 2*1 П-Р Южный Урал
2Б летом, 4600 м
–
Руководитель
2
Катаева Екатерина
1984
1 П-У Южный Урал
1А летом, 2700 м
2
Ответственный за питание
3
Лучников Сергей
1992
2*1 П-У Северный Урал
1А летом, 1500 м
0
Ремонтник
4
Митриев Линар
1988
1 Л-У Южный Урал
1А зимой, 1500 м
1
Участник
5
Гонохин Илья
1988
2*1 П-У Южный Урал, Алтай
н/к летом, 2000 м
0
Фотограф
6
Гарипова Диана
1992
1 П-У Алтай
н/к летом, 2000 м
0
Медик
ПЛАН МАРШРУТА.
№
Дата
Ход. день
Пункты маршрута
Километраж
1
20.07.2013
Пермь – Екатеринбург (поезд)
2
21.07.2013
Екатеринбург – Ош (самолёт)
3
22.07.2013
1
Ош – р. Киндик (2 микроавтобуса). Река Калтатёр (рад. выход до высоты 3350 м)
6,24
4
23.07.2013
2
р. Киндик
7,2
5
24.07.2013
3
р. Киндик. Рад. выход вверх по реке до высоты 3985 м
5,16
6
25.07.2013
4
р. Киндик – оз. 4039 м. Тренировка на снежнике
6,36
7
26.07.2013
5
оз. 4039 м – лед. №327 – пер. Киндик 1А* 4488 м – р. Кашка-Суу
8,1
8
27.07.2013
6
р. Кашка-Суу – р. Кёкджар. Рад. выход к водопаду в ущелье Кёкджар
8,4
9
28.07.2013
7
пер. Кёкджар н/к 4169 м + оз. Кош-Кель + озёра Дамджайлоо (рад. выход)
17,52
10
29.07.2013
8
р. Кёкджар – правый приток р. Кёкджар – левобережная морена лед. №87 (заброска груза)
7,56
11
30.07.2013
9
правый приток р. Кёкджар – – левобережная морена лед. №87 – пер. СК МАИ 1Б 4657 м – лед. Кумтор – оз. 4037 м
7,2
12
31.07.2013
10
оз. 4037 м – р. Зор-Кумтор – р. Кичик-Алай
13,2
13
01.08.2013
11
р. Кичик-Алай – р. Киндик
10,2
14
02.08.2013
р. Киндик – в. Калтатёр н/к 3563 м (рад. выход)
6*
15
03.08.2013
12
р. Киндик – пос. Кашка-Суу – Ош (2 легковых автомобиля)
5,52
16
04.08.2013
Ош – Екатеринбург – Пермь (самолёт, поезд)
Итого:
101,6
* – радиальный выход совершён одним участником, в групповой километраж не входит.
ОБЗОРНАЯ КАРТА МАРШРУТА.
ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.
Горный поход второй категории в высокогорье – качественно новая ступень и для руководителя, и для участников после
пеших единичек в среднегорье (а горные походы первой категории в высокогорье в нашем клубе непопулярны). Появляется опыт
пребывания и активных физических нагрузок на больших высотах над уровнем моря, как правило, в климате, не свойственном
Западному Уралу; осваивается техника передвижения по горным склонам как с индивидуальной, так и групповой
страховкой.
Логика выбора района путешествия – Средняя Азия – определилась доступностью стран СНГ, дешевизной авиаперелётов,
оптимальным климатом для длительных горных походов, наличием подробной информации о прохождениях перевалов и
туристических карт района.
Во-первых, хотелось организовать поход именно в высокогорье и вдоволь насмотреться на ледники, снежные пики и бурные
реки. Во-вторых, Киргизия – доступная страна (граждане России въезжают по российскому паспорту) с относительно низкими
ценами на продукты питания, транспорт и прочие услуги. В-третьих, Средняя Азия – страна бесконечных гор, где в каждом
хребте выше 4000 м есть десятки вершин и перевалов, а самые ввысоке уходят далеко за 6000 м, чем не может похвастаться
территория России; климат резко континентальный, и в летнем сезоне гораздо больше сухих и жарких дней, чем во влажном
климате Алтая или Кавказа. В-четвёртых, авиакомпании вроде "Уральских авиалиний" или "Air Bishkek"
предлагают довольно дешевые перелёты из Екатеринбурга в города Средней Азии, причём самые дешевые билеты эконом-класса
можно приобрести менее чем за месяц до вылета.
Памиро-Алай был выбран потому, что "Уральские авиалинии" предлагали дешёвый перелёт в Ош (туда и обратно за
10 тыс. руб.), когда на направления Алма-Ата, Бишкек билеты стоили раза в полтора дороже. Есть и другой плюс:
возможность увидеть семитысячники Памира. В то же время аналогичные походы можно организовать на многих хребтах
Тянь-Шаня (Киргизский, Терскей-Алатоо, Заилийский), но с них нельзя увидеть панораму Памира. Минус района города Ош в
том, что отсюда сложнее добраться до Иссык-Куля.
Алайский хребет был выбран из-за близости к Ошу (минимальная цена заброски), наличия перевалов для походов второй
категории и прецедента горного похода (3 к.с.), совершённого в 2012 году на том же участке хребта Александром Секалиным.
Именно участники этого похода нахвалили район – и не зря. В то же время перевалы Алайского хребта в районе пика
Скобелева, куда нацелилась наша группа, очень высоки – 4500 м и более. Прохождение таких перевалов не лучший вариант для
группы, не имеющей серьёзного высотного опыта – возникают проблемы с акклиматизацией. Район пика Скобелева был выбран
именно из-за наличия актуальной информации от знакомых туристов и возможности увидеть Памир. Но можно организовать
маршрут в узле рек Сары-Могол и Кош-Мойнок (восточнее) или в хребте Кичик-Алай, где большинство перевалов имеют высоту
3800-4200 м; или вообще податься в район Дугобы (западнее) или за Алайскую долину к подножию Памира.
Характеристика района похода.
Средняя Азия – обширный район на юго-западе Евразии, включающий как несколько высоких горных систем (Тянь-Шань,
Гиссаро-Алай, Памир, Джунгарский Алатау), так и обширные межгорные впадины, изобилующие пустынями, степями, оазисами с
культурами экзотических для Урала фруктов. Ключевые горные хребты поднимаются выше снеговой линии (4000-5000 м),
преграждая путь во внутренние территории влажным воздушным массам с океанов и морей, в связи с чем для Средней Азии
характерен резко континентальный климат с жарким и сухим летом и холодной зимой, резкие суточные и годовые перепады
температур, умеренное или маленькое количество осадков. Крупнейшие центры горного оледенения расположены на Памире,
хребтах Тянь-Шаня, обрамляющих Иссык-Куль. Внутренние части надёжно загорожены с севера Тянь-Шанем, а с юга Памиром, их
оледенение относительно скромное. Существенно различается оледенение северных и южных склонов из-за различной
экспозиции.
Гиссаро-Алай – горная система на территории Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, состоящая из ряда хребтов
субширотного простирания, ограниченная Алайской долиной на юге и Ферганской долиной на севере.
Алайский хребет – самый восточный и один из крупных хребтов Гиссаро-Алая. Длина 400 км, высота до 5539 м (пик
Тындыкуль), есть ещё не менее 9 пятитысячников. Восточнее реки Исфайрамсай только пик Скобелева превышает 5000 м, зато
многие вершины имеют высоту 4800-4900 м, а большинство перевалов превышает 4500 м. Сложен толщами песчано-глинистых
пород и кристаллических сланцев. Северные склоны пологи и заключают ряд продольных долин. Южные круто обрываются к
Алайской долине. В гребневой части снега и ледники, особенно на западе. Общая площадь оледенения 568 км2.
Снеговая линия проходит на высотах более 4000 м. Концы ледников спускаются в районе пика Тандыкуль до 3700 м, в
отдельных случаях ниже, в районе пика Скобелева все ледники заканчиваются выше 4000 м, на южных склонах ледники
практически отсутствуют. Если сравнить виденные нами ледники с их планами на топографической карте 1985 года,
получается, что ледники за 30 лет не испытали заметного изменения, а значит не отступают и не наступают, а находятся в
стабильном состоянии; высота снеговой линии на пройденных нами ледниках также не изменилась. В предгорьях полупустынная
растительность; на склонах сухие ковыльно-типчаковые степи, лугово-степная растительность и арчовые леса (на высоте
2000-3200 метров), которые сменяются альпийскими лугами.
Популярность Алайского хребта в районе пика Скобелева уступает другим туристическим районам Киргизии, но каждый год в
Интернете появляется несколько отчётов о категорийных маршрутах, поэтому актуальной информации о перевалах
достаточно.
Отдельного упоминания стоит климат района: резко континентальный климат Средней Азии показал себя с лучшей стороны –
в течение 10 дней похода не было ни одного дождя или снегопада. Если группа москвичей, встреченная в устье Киндыка,
рассказывала, что за 3 недели их маршрута преобладали дожди и снегопады, ледники были перегружены снегом, а это лавинная
опасность и изнурительная тропёжка, то, как и предсказал наш водитель Алексей, с 22 июля установилась ясная и тёплая
погода. Несколько коротких дождей были только в начале и конце похода. Также во вторую и третью ночь на высотах около
3500 м были заморозки. Все перевалы и ледники были пройдены при идеальной погоде; по ночам на южной стороне хребта было
настолько тепло, что комфортнее было спать на улице, чем в палатке (в чём лично убедился руководитель), а днём жара в
условиях горной пустыни на переходах изнуряла. Снег на ледниках за 10 дней сильно вытаял, и лавинная опасность
значительно уменьшилась (а виденные нами лавинные выносы на ледниках Кумтор и №327 относились как раз к прошедшим
снегопадам).
Упоминаемые в тексте отчёта географические названия соответствуют топографическим картам, изданным в Советском Союзе
(для квадрата J43-002 – состояние местности на 1985 год), а названия и № ледников, № перевалов – по туристической схеме
Кичик-Алая Пурикова А.В. от 2010 года. Названия перевалов – по каталогу перевалов Кичик-Алайского района с сайта
www.westra.ru и по данным из различных отчётов о горных походах.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Главная опасность высокогорья – влияние высоты на организм. При неправильной акклиматизации и резком наборе высоты
возможно быстрое прогрессирование простудных и других заболеваний, угнетение организма вплоть до отёка лёгких или мозга.
Смертельно опасными могут быть попытки лечения заболевшего участника на высоте, без спуска его на низкие высоты (при
устойчивом ухудшении состояния). Кроме этого, низкие температуры (выше 3000 м заморозки по ночам даже в июле), переправы
через холодные реки, мощная солнечная радиация могут значительно ухудшить состояние. Травмоопасно передвижение по всем
типам склонов, а особенно по крутым осыпям, курумовым завалам, моренным валам, снежно-ледовым склонам и ледникам любой
крутизны. В скальных кулуарах с ледовыми пробками часты камнепады, на висячих ледниках возможны ледовые обвалы. После
снегопадов на ледовых склонах обостряется лавинная опасность.
При передвижении по горному рельефу необходимо использование всего комплекса специального горного снаряжения:
треккинговая обувь, ледоруб, треккинговые палки, кошки, групповая страховка, одежда, рассчитанная на все сезоны, панамка
и тёмные очки от обилия солнечного излучения. Для безопасной ночёвки важно выбирать места вдалеке от крутых склонов. При
движении по лавиноопасному склону есть опасность подрезать лавину – поэтому прохождение склона рекомендуется только в
крайнем случае. Все закрытые ледники необходимо проходить в связках. Группа не должна растягиваться сильно, чтобы
участники не теряли друг друга из виду. Одиночные выходы на склоны и ледники без ведома группы не допускаются.
Для правильной акклиматизации группы темпы набора высоты не должны превышать 400-500 м в день, полезны вечерние
небольшие радиальные выходы с набором высоты 200-300 м. Высоту первого перевала желательно выбирать ниже 4000 м или чуть
выше. При возникновении сильных симптомов горной болезни даже у одного участника необходимо делать полуднёвку и
продолжать движение вверх только при явном улучшении состояния. Если симптомы сохраняются, надо продолжать лечение,
оставляя лагерь на одной высоте. При ухудшении состояния необходим по возможности быстрый спуск участника вниз с
сопровождающими.
Сроки проведения похода.
Конец июля – начало августа – лучшее время для походов в высокогорье умеренных широт и Средней Азии. Это период
абляции (таяния) на высотах, близких к снеговой линии: высота сезонной снеговой линии максимальная и совпадает с
климатической, заморозки и снегопады в долинах редки, близ снеговой линии и даже выше неё снег при ясной погоде
значительно стаивает, облегчая прохождение ледников.
Сроки и длительность похода определялись отпуском руководителя, все участники подстраивались под них. Располагая
всего двумя неделями плюс выходные, мы вынуждены были ограничиться 12 ходовыми днями, за которые удалось пройти два
перевала в главном Алайском хребте и возвращаться в начало маршрута по долине Кичик-Алая. Но при наличии 2-3
дополнительных дней есть красивый вариант пройти перевал Акарт в верховьях Кичик-Алая и, перевалив хребет Кичик-Алай,
уйти на север по долине реки Чиле в посёлок Ноокат, откуда без труда можно уехать до Оша.
Тактика прохождения маршрута.
После неудачного эксперимента на Камчатке (маршрут в непопулярном районе: нехватка информации о препятствиях и
неопытность группы привели к отказу от прохождения полного маршрута на четвёртый ходовой день) было решено проложить
маршрут по наиболее посещаемым туристами местам. Исходя из количества ходовых дней, решили два раза – туда и обратно –
перевалить Алайский хребет через два наиболее простых перевала к востоку и западу от пика Скобелева и вернуться по
долине Кичик-Алая к устью Киндика, замкнув кольцо похода. Отсутствие технически простых и низких перевалов на данном
отрезке Алайского хребта не позволяло при форс-мажорных обстоятельствах (чрезвычайно плохая погода, сильное отставание
от графика. утрата части снаряжения) заменить перевал СК МАИ 1Б более простым перевалом для возврата на северный склон
хребта – в таком случае пришлось бы спускаться в Алайскую долину, а это при отсутствии погранпропусков у нас (Алайская
долина – пограничная зона на границе Киргизии с Таджикистаном) было бы чревато проблемами; да и возврат в Ош по
Памирскому тракту через два перевала по 3500 м был бы дороже и дольше.
Из долины реки Кёкджар на южной стороне хребта были запланированы радиальный выход на озёра Дамджайлоо через
некатегорийный перевал Кёкджар и двухдневный выход-кольцо на ледник №89 в верховьях Кёкджара с восхождением на пик
Скобелева. Выход на озёра прошёл без изменений, а восхождение на Скобелева и подход под него отменили: во-первых,
встреченные москвичи рассказали о крутом (до 45 градусов) и технически сложном (движение, лучше без связок, по фирну и
осыпям; возможность срыва участника, что приведёт к срыву всей связки) склоне – а группа не обладает достаточным опытом
для движения по таким склонам, да ещё на высотах, близких к 5000 м; во-вторых, перед восхождением необходима ночёвка на
высоте порядка 4300-4500 м либо две ночёвки на высоте выше 4000 м до и после восхождения, а группа плохо переносила
высотные ночёвки (бессонница).
Технически сложные ледовые участки на перевалах Киндик и СК МАИ проходили с коллективной страховкой (в связках по 3
человека), в кошках. Ледник №327 пересекали поперёк течения в фирновой области (толщина снежного покрова больше 30 см),
но трещин не обнаружили. Ледник Кумтор начинается на седловине перевала СК МАИ и в верхней крутой части имеет два
бергшрунда, один из которых – сразу за бровкой седловины – был хорошо виден, имел ширину до 0,5 м, но в месте
пересечения частично забит снегом и преодолевался легко. На пологой части ледника на снегу просматривался ряд поперечных
трещин (по неглубоким бороздкам в снегу), но из-за глубины снега (30-40 см и более) провалов в трещины не было.
Сложных переправ не было. Реки Киндик, Кашка-Суу, Зак-Кашкасу и Бозмурун переходили вброд в сандалиях в удобном
месте, опираясь о дно треккинговыми палками или ледорубами.
Всем участникам было предложено застраховаться в фирме "РЕСО-Гарантия" на все ходовые дни, чтобы в случае
ЧП (травма, сильное заболевание) можно было вызвать вертолёт для эвакуации по страховке. Но один участник так и не
застраховался, не считая это необходимым. Но как показывает практика (даже в походах нашего клуба), возможность вызвать
вертолёт в любую точку горного района и эвакуировать участника с вывихом руки или ноги за страховую таксу 150 руб. в
день – огромный плюс современной системы страхования.
Спутниковый телефон в этом году взять в поход не удалось, а без него оперативно сообщить о ЧП страховому агенту с
Алайского хребта очень сложно: в долине Кичик-Алая по словам местных проводной связи нет (ни в посёлках, ни на угольной
шахте), сотовая связь в ущельях Ак-Бууры и Кичик-Алая отсутствует , группу туристов со спутниковым телефоном встретили
всего одну, на машине (которых по дороге вдоль Кичик-Алая ездит довольно много – ежедневно 5-6 грузовиков едут за углём
на шахту, проезжают джипы и "Нивы") ехать до посёлка Папан (где появляется сотовая связь) около 3 часов. А до
дороги, чтобы ловить попутку, с перевала или ледника спускаться не меньше одного дня. На южной стороне хребта надо
спускаться в Алайскую долину и ловить попутные машины там. Да и позвонить насчёт более раннего выезда из района, нам
очень хотелось, да не было возможности.
Маршрут был зарегистрирован в Пермской краевой службе спасения: на электронную почту КСС я отправил подробный
маршрут, состав группы с телефонами и адресами. В контрольный срок 5 августа утром мне позвонили и поинтересовались,
вышла ли группа с маршрута.
ВЫСОТНЫЙ ГРАФИК.
Походная статистикаСредняя высота ночёвок
3550
Средняя высота обедов
3637
Средняя пиковая высота
4135
Пиковая высота с полным весом
4513
Пиковая высота в радиальных выходах
3973
Минимальная высота
2600
Максимальная высота
4657
Средний набор высоты в день
350
Набор высоты с полным весом
395
Набор высоты в радиальных выходах
306
Средний километраж в день
7,9
С полным весом
4,9
Радиально
3
Снаряжение.
Палатка, спальники
Использовалась одна большая палатка Tramp Mountain 4, в которой по опыту предыдущих походов уживаются 6 человек.
Однако в этом походе проживание в одной палатке было весьма тесным, что вкупе с немалой высотой ночёвок значительно
ухудшало сон. Немного помогало расположение спящих валетом (головами в разные стороны), но не решало проблемы тесноты
полностью. Рекомендую в таком случае брать две трёхместные палатки: троим разместиться гораздо проще, а в случае
разделения группы (аварийный спуск части группы, выход части группы на кольцевой маршрут) без второй палатки обойтись
сложно.
Колышки из комплекта палки исключили: в грунт горных долин, переполненный камнями, они втыкаются плохо, а распирать
палатку просто камнями, изобилующими на любой стоянке, а на снегу можно использовать ледорубы и треккинговые палки.
Решили использовать индивидуальные спальники. Необходимы тёплые спальники, рассчитанные на возможные ночные заморозки
до –10 градусов (близ снеговой линии). Пенополипропиленовые туристические коврики (пенки) необходимы для теплоизоляции
от холодного грунта.
Посуда, горелки, топливо
Для приготовления пищи использовали круглые алюминиевые котлы на 3 и 4 литра. Маленький котёл рассчитан на костёр,
второй – из набора посуды для газовой горелки, в штатной ситуации для костра не предназначен. Объёма котлов для питания
6 человек хватало. Трёхлитровый котелок был без крышки, вместо неё применяли лёгкую алюминиевую тарелку участника. На
Ошском рынке купили две лёгкие и дешёвые пластиковые поварёшки: одна из них сломалась в первый вечер. Вторая прослужила
до конца похода.
Были две резьбовые газовые горелки Kovea TKB-8901 Vulcan Stove и Kovea KB-0408 Hiker Stove. Претензий по их работе
нет, разве что у первой пьезоподжиг иногда срабатывал не с первой попытки. Для теплоизоляции использовали два куска
стеклоткани, отрезанных от противопожарного полотна производства ООО "ПожТехТрансСервис". Обрезанные ножницами
края кусков сильно лохматились, куски стекловолокон попадали даже в еду – возможно, края ткани надо аккуратно оплавить
на огне после отрезания. Площади кусков (примерно 30*50 см) на два котла было явно недостаточно. Строили вокруг горелок
противоветровые стенки из камней, иначе пламя может задуть.
Газ для горелок закупали в Оше, у Именджона Махмудова. Один баллон на 250 г стоит 240 руб. В наличии у него было
около 25 баллонов, но всё равно о количестве газа надо договориться заранее. На 12 ходовых дней было взято 15 баллонов –
с небольшим запасом. Как показал расход топлива в походе, одного баллона почти хватает на 3 готовки в день (чай и суп).
По крайней мере, при относительно тёплой погоде, какая выпала нам, и средней высоте ночёвок 3600 м (максимальная 4200 м)
за 13 дней (29 готовок, остальные на костре или перекусы) мы потратили 13 баллонов и начали четырнадцатый.
Четыре раза готовили на дровах – только в долине Киндика, где арчовые заросли встречаются до высот 3300-3500 м.
Стволы и ветви сухой арчи горят не всегда хорошо. Костёр обкладывали крупными плоскими камнями, котлы подвешивали на
палку или ледоруб, лежащие на камнях.
Обувь, одежда
У всех были треккинговые ботинки производства Mammut, Asolo, Lafuma и другие. Кроме них из обуви только прочные
сандалии с ремешками-липучками типа Outventure – незаменимы при переходе через ручьи и реки, на биваках, при движении по
тропе и лугам в сухую погоду удачно заменяют ботинки. На ночёвках выше 4000 м и ранних подъёмах по вечерам очень
пригодились пуховики типа RedFox – их было всего два. Их можно заменить тёплыми куртками на синтепоне. Солнце в
некоторых долинах скрывается за окружающими отрогами в 6-7 часов вечера, а выходит в 9-11 часов утра, в вечерней и
утренней тени весьма прохладно. Мембранные куртки или плащи и водонепроницаемые накидки на рюкзак необходимы. Для
холодных ночёвок пригодятся шерстяные носки. Для движения под дождём и снегом – флисовые перчатки. Для работы с
верёвками на ледниках и скалах – 2-3 пары трикотажных рабочих перчаток. Панамки, кепки – для защиты головы от солнечного
удара – необходимы в ясный жаркий день.
Рюкзаки
Объём рюкзака необходим 80-100 л, чтобы вместить спальник, одежду, личное горное снаряжение, продукты на 12 дней и
часть общественного снаряжения. У одной участницы был рюкзак на 60 л – его было недостаточно.
Специальное горное снаряжение
У каждого были ледоруб, каска, кошки, фонарики, поясная и грудная страховочные обвязки, кусок альпинистской верёвки
длиной 4-5 м диаметром 10 мм для блокирования обвязок - всё это необходимо для преодоления закрытых ледников и
снежно-ледовых перевалов категории 1Б. Фонарики пригодились на обоих пройденных ледниках – глубина снега была до 30 см.
Каски надевали при выходе на морену или крутые снежники. Кошки пригодились на подмёрзших снежниках утром под перевалом
Киндик и при спуске с открытой части ледника Кумтор на морену – конец ледника обрывается к ручью ледяным склоном
крутизной до 30 градусов и длиной около 30-40 м.
Страховочные системы понадобились для прохождения закрытых ледников с трещинами. Для связывания использовали две
верёвки диаметром 10 мм и длиной около 50 м. По два карабина на участника хватало, ледорубы пристраховывались к системе
репшнуром или усом из блокировочной верёвки.
Прочее групповое снаряжение – два скальных крюка, два ледобура, жумар, дюльфер "восьмёрка" были взяты про
запас и при прохождении перевалов не пригодились.
Ориентирование
Навигатор Garmin Vista hCx в очередной раз пригодился для получения точных координат и высоты над уровнем моря, для
выбора правильного пути среди притоков. Правда, к седьмому походу в горах у него отваливается резиновая обёртка на
корпусе, без которой нажимать кнопки почти невозможно, а иногда навигатор без видимой причины выключается даже с новыми
батарейками. Но взятый запасным ещё один Garmin ни разу не включался.
Карта для навигатора была получена слиянием двух карт, найденных в Интернете: карты Киргизии без рельефа, но с
прорисовкой всех улиц в Оше, и карты небольшого участка Алайского хребта (включающего весь наш маршрут) с отличной
прорисовкой рельефа (изолинии через 100 м), гидрографией и прочими объектами (населённые пункты, мосты, тропы, перевалы,
вершины). Один минус – у изолиний не обозначена высота.
Бумажные карты были распечатками на плотной фотобумаге формата А3 топографической километровки района (квадрат
J-43-002) и туристических схем Пурикова А. В. масштаба 0,5 км. Карты вложены в прозрачные файлы от намокания.
Компас магнитный туристический был на случай поломки обоих навигаторов. Использовался один раз – при определении
нужной седловины перевала Киндик в каре ледника №327.
Информационные материалы (описания перевалов и вершин, подходов к ним, типичные болезни в горных походах, состав
медаптечки) набраны из отчётов, опубликованных в Интернете на сайтах русских турклубов (исключая неопубликованный отчёт
Александра Секалина). Все материалы распечатаны на ксероксной бумаге А4 и складывались в пластиковую папку.
Ремонтный набор
Ремнабор был подобран с избытком, по недосмотру (собирали комплект два человека) было взято второе шило, зато не было
запасных пластиковых пряжек для пояса рюкзака (а за поход сломалась одна пряжка). Стропу использовали на темляки для
ледорубов. Дырку в дне палатки заклеили тканью из ремкомплекта палатки и клеем "Момент". По мере надобности
использовали набор игл и нитки (например, для зашивания рюкзака, который порвался при падении на открытом крутом участке
ледника). Напильник для заточки кошек, запасные тёмные очки, шило, отвёртка не пригодились. Пассатижи понадобились для
регулировки кошек CAMP ICE TREK в паре с ключом, идущим в комплекте с кошками. Одна пластиковая защёлка под стропу 25 мм
расходовалась на замену в сидушке. Скотч и ножницы – для ремонта книги.
Медицинская аптечка
Медаптечка закупалась в Екатеринбурге по списку, составленному на основе такового из отчёта о походе 4 к.с. на
Кичик-Алае Келина А.Л. из Киева (турклуб КПІ Глобус). Медицинский спирт (0,5 л) и анальгин докупили в Оше. Спирт
перелили в пластиковую бутылку. Спирт использовали некоторые участники два раза вечером после прохождения перевалов,
разбавляя его речной водой до нужной концентрации. Помимо групповой аптечки участники собрали небольшие личные
аптечки.
Содержимое аптечки хранилось в полиэтиленовых пакетах в рюкзаке руководителя и использовалось интенсивно:
аскорбиновая кислота (витамины), вата, лейкопластырь, валидол, нитроглицерин, регидрон, глюконат кальция, аспирин,
цитрамон, дротаверин, анальгин, крем Д-Пантенол (от солнечных ожогов), ципрофлоксацин (подозрение на инфекцию), смекта,
фарингосепт, детский крем, электронный термометр и другое.
Серьёзных простудных заболеваний не было, как и обострения хронических.
Из-за интенсивного набора высоты (старт с 2900 м, первый день 540 м, на второй предполагалось набрать 400-600 м, но
набрали только 190 м) у одного из участников были головные боли, которые подавлялись цитрамоном и анальгином (но
продолжались первые 7 дней похода).
А второй участник на утро после первого ходового дня вверх по долине Киндика на высоте 3400 м почувствовал сильное
головокружение при движении. Когда группа после завтрака двинулась дальше по маршруту, он сильно отстал и не мог нагнать
других. Проверка пульса показала, что артериальное давление сильно подскочило. Через 2 км было решено стать на
полуднёвку, заболевший участник принял валидол и нитроглицерин, после чего пульс немного снизился, и спал до ужина (при
этом у него не пропал аппетит, и он съел обед). Если бы к утру его состояние не улучшилось, сделали бы еще одну
полуднёвку или даже днёвку (запас времени был). Но уже за ужином он был бодр и весел, а потом до конца похода не
испытывал горной болезни. Возможно, здесь сказались не только отсутствие высотного опыта и резкий набор высоты накануне,
но и заморозок утром, жара днём и тяжёлый рюкзак в первые дни похода.
У одной из участниц при прохождении перевала Киндик натёрлись мозоли (треккинговые ботинки Lafuma M Argentera с
мембраной Climactive промокли на снегу за 3 часа). Мозольные пузыри прокалывали, чтобы жидкость вытекла. Некоторые
пузыри начали сами заживать, некоторые из-за большой нагрузки на ноги не заживали – пришлось срезать верхний слой. Днём
заклеивались пластырем, который на ночь снимался.
Один из участников плохо переносил действие высокогорных условий: наблюдался отёк рук, ног и лица, температура
несколько раз к вечеру поднималась до 37,8.
Витамины выдавались каждому ежедневно по 3-4 драже. Регидрон пару раз засыпали в чай и суп. Глюконат кальция начинали
выдавать ежедневно, как и витамины, но потом как-то забыли про него.
Растрескавшиеся от солнца и сухого воздуха губы смазывали детским гигиеническим кремом.
Потери аппетита не наблюдалось.
Пульс как индикатор качества акклиматизации замеряли каждый вечер перед сном, в положении лёжа, считая количество
ударов за полминуты. Динамика изменения пульса показала, что привыкание к высоте шло у всех по-разному и не так гладко,
как хотелось бы в идеале. У некоторых участников пульс на 2-3 день похода снизился и не испытывал резких скачков. У
других оставался довольно высоким и прыгал день ото дня. После прохождения последнего перевала пульс замерять перестали.
В таблице приведены значения пульса по дням для каждого участника (анонимно).
Дата
1
2
3
4
5
6
Среднее
22.07
72
88
88
70
94
88
83
23.07
72
80
98
68
102
100
87
24.07
80
68
88
66
88
86
79
25.07
88
54
106
72
84
90
82
26.07
82
50
94
74
84
100
81
27.07
42
44
90
80
82
80
70
29.07
70
52
82
56
74
84
70
Температуру замеряли иногда параллельно с пульсом или при подозрении на заболевание.
Питание
Продуктовую раскладку составили и рассчитали по дням, исходя из того, что вес продуктов должен быть минимальным, для
готовки на газу (по утрам холодно) продукты должны быть быстроваримыми, а для восполнения потери калорий при ежедневных
продолжительных физических нагрузках – питательными, легкоусвояемыми и вкусными. Из-за ограничения на вес багажа в
самолёте в России покупали только сырокопчёную колбасу, суповые наборы, пакетное пюре, свиное сало, сухое молоко, часть
конфет. Сушёное мясо и сухари – из дома. Остальные продукты закупали на Ошском рынке: здесь без труда закупаются
печенье, пряники, конфеты, шоколад (но российских марок мало или нет совсем), макароны, сахар, соль, сухофрукты (только
из азиатских фруктов), орехи, специи, крупы для каш, чай, лук, чеснок, халву, топлёное масло (на развес), кетчуп
(оригинальный, местного производства в жёсткой пластиковой таре).
Сушёное мясо и сухари каждый готовил сам. Сухари сушатся в духовке или на раскладываются на солнце на листе бумаги.
Мясо (говядина) перерабатывается в фарш, который сушится на противне в духовке до состояния твёрдых сухих комочков,
напоминающих крупу – главное, не сжечь фарш. Два участника предложили купить готовое мясо и сухари, чтобы не тратить
время на их изготовление. Сухари они купили сладкие (ванильные) – хорошо идут к чаю вместо печенья, но к супу хочется
несладких сухарей из белого или чёрного хлеба. Сушёное мясо в Оше они не нашли и заменили его копчёной колбасой.
На день заезда в район продуктов не планировали, закупили на рынке овощей, арбуз, персики, колбасы – этого
хватило.
На завтраки варили каши – сладкие или с сушёным мясом. Пшённая варится долго, хотя она гораздо вкуснее овсянки. На
обед суп из пакета плюс макароны или рис, мясо. На ужин пюре с мясом, макароны с мясом. На перекусы (их было три на
каждый перевал) – сало, колбаса, перевальные шоколадки, сыр. В карманном питании были курага, орехи 3-4 сортов,
шоколадные, карамельные и леденцовые конфеты.
Чай заваривали чёрный и зелёный рассыпной, несколько раз варили какао и компот из сухофруктов. К чаю поедали печенье
и сладкие сюрпризы каждый вечер.
Сахар – 6 кг (из расчёта 75 грамм на человека в день) – немного не доели, хотя каждый добавлял в чай, сколько
хотел.
Помимо запланированных продуктов использовали в пищу курут (сухой молодой сыр) и сметану, полученные в подарок или в
обмен на сладости у киргизских детей. Курут – на любителя, а сметана хорошо пошла и в суп, и с сухарями. От сырого мяса
сурка отказались, как и от свежепойманной форели (киргизский юноша просил за рыбину 800 сом).
Рассчитывалось по 600 грамм сухих продуктов на человека в день – этого оказалось более чем достаточно, даже с
избытком, никто не голодал, потому даже для 12-дневного похода можно раскладку урезать до 500-550 грамм без риска
жестокого недоедания и голодных споров о недостатках раскладки.
Связь
Для звонков в Россию из Оша руководитель купил местную сим-карту "Beeine Укмуш+" – российская сим-карта МТС
в Оше не работала.
В районе Алайского хребта и на всём протяжении ущелья Ак-Бууры сотовой связи нет. В посёлках проводной связи, если
верить местным, тоже нет. Необходим спутниковый телефон.
Прочее
Налобные фонари пригодились при позднем подходе к месту ночёвки на реке Кашка-Суу и приготовлении ужина в темноте,
при раннем подъёме (в 5 утра) перед перевалом Киндик. Светает в 6-7 часов утра, темнеет – быстро – около 9 вечера, в
начале десятого на тёмно-синем небе видны первые звёзды.
Полиэтиленовый тент (примерно 1,5*3 м) для укрытия группы от дождя оказался слишком мал; впрочем, по назначению он не
требовался, использовали по мелочи на стоянках. Надо иметь тент размером не менее 3*4 м (для группы 5-8 человек) или два
тента для больших групп.
Бинокль использовался часто – но скорее не для ориентирования и просмотра предстоящего пути движения, а для
разглядывания достопримечательностей вроде сурков и вершин Памира.
Фотоаппаратов было 3 штуки. Простой Canon руководителя всегда под рукой – в чехле на поясе, можно заснять каждый
участок движения и все видимые вершины, перевалы, ледники. Тяжёлые и хрупкие полупрофессиональные фотоаппараты других
участников доставались из чехлов реже, зато качество пейзажей на фотографиях впечатляет.
Батарейки рекомендую типа Duracell. Прячьте в герметичный полиэтилен на случай влажности. Комплект батареек на поход
по 30-35 руб. за штуку выгоднее, чем 2-4 пары аккумуляторов Ni-Mh, которых может и не хватить.
Будильники и секундомер использовали на мобильных телефонах. Всё-таки желательно иметь дешёвый будильник-часы на
батарейках, так как во влажную погоду регулярное включение мобильников приведёт к их намоканию и коррозии.
Сидушки (хобы) нужны, чтобы не сидеть на холодных камнях и не подкладывать прочие вещи.
Солнцезащитные очки при ясной погоде на ледниках и снежниках были необходимы, иначе можно получит солнечный ожог
глаз.
Солнцезащитный крем, имевшийся в индивидуальных аптечках участников, использовался часто и обильно почти всеми.
Для хранения денег, документов и мобильников удобны непромокаемые кошельки – "трупнячки".
Чтобы не выцарапывать перевальную записку ледорубом на скалах и не писать перфорацией на фольге из шоколадки,
захватите блокнот, ручку и карандаш.
Книга Дж. Корбетта "Кумаонские людоеды", в которой детально описаны предгорья Гималаев в Индии, покрытые
джунглями, пользовалась большой популярностью в лагере и даже читалась вслух для всей палатки перед сном.
Достопримечательности.
Кто видел горы и не мечтает увидеть их снова, достоин сочувствия. Высокогорье Средней Азии плюс культура азиатских
народов впечатляют.
В Оше интересны Ошский рынок, река Акбуура и оросительные каналы – быстрые потоки воды в бетонных берегах, гора
Сулейман-Тоо и музей, встроенный в её скалы. Здесь можно поесть свежих фруктов, как по низким ценам на рыке, так и прямо
с деревьев. В кафе по умеренным ценам – восточные блюда из баранины и разнообразных гарниров. Местные, особенно на
рынке, видя русских с рюкзаками, дружелюбно интересуются, откуда гости приехали.
По пути на Кичик-Алай красиво Папанское водохранилище, в котором к тому же можно искупаться.
В горах красиво смотрятся арчовые рощи, ущелье Ак-Бууры длиной в десятки километров с навивающими почти вертикальными
скальными стенами высотой в сотни метров, бурный порог на реке Турук, селения киргизов с глиняными домиками или
разборные юрты, пасущиеся или везущие человека ослы, стада лошадей, коров, яков, коз, курдючных баранов.
На альпийских лугах попадаются поляны с мелкими, но яркими горными цветами. Рыжие и толстые сурки населяют каждый
бугорок или ложбинку, испуганно свистя при приближении и исчезая в огромных норах. Местные киргизы-пастухи угощают чаем,
предлагают продукты на обмен или в подарок, с энтузиазмом фотографируются.
Каменистые и снежные пейзажи Алайского хребта разнообразны: аккуратно закруглённые языки ледников и белоснежные
склоны гребней на северной стороне сменяются правильными осыпными цирками и полупустынными террасами на южной. В целом
район оставляет ощущение малоснежности, ледники заканчиваются где-то высоко, спрятавшись за несколькими рядами конечных
морен. Изобилуют моренные озёра с прозрачной зеленовато-голубой водой, одно крупнее другого – в долинах рек Киндик,
Дамджайлоо, Зор-Кумтор. Цирки в верховьях Дамджайлоо и Зор-Кумтора окружены впечатляющими видами: пик Кызыл-Ункюр (4888
м), Кумторская стена с мощными нависающими ледопадами, скальные столбы в каре ледника №302 (рядом с перевалом
Зор-Кумтор), мощное фирновое поле ледника №307 под пиком Скобелева.
Едва ли не важнейшей фишкой похода стала панорама Памира, отлично видимая с перевалов Киндик и СК МАИ, с озёр
Дамджайлоо и из долины Кашка-Суу: пики Ленина, Дзержинского, Коммунизма и множество других пяти- и шеститысячников в
высочайших хребтах Памира со снежно-ледовыми склонами, какие и не снились "низкому" Кичик-Алаю, возвышаются
над глубокой Алайской долиной.
Подъезды, отъезды.
В Киргизию можно добраться как поездом, так и самолётом. Поезд Екатеринбург – Бишкек ходит раз в три дня, цена на
билет около 4000 руб. На самолёте из Екатеринбурга или Москвы можно долететь и в Бишкек, и в Ош (цена перелёта в одну
сторону составляет 5-10 тыс. руб.). До Оша из Бишкека добраться можно на заказном транспорте по горной трассе (это
длинная трасса почти в 700 км, но интересная) либо на регулярном авиарейсе Бишкек – Ош (цена билета от 1500-2000
руб.).
Вариант самолётом из России – для тех, кто экономит время. На поезде особой экономии денег нет (8000 руб. на билеты
туда и обратно летом 2013 года против 10-13 тыс. на самолёте), вы тратите двое с лишним суток на путь в 2400 км, зато
увидите пустыни и степи Казахстана, озеро Балхаш и зелёные горы курорта Бурабы (Боровое), прочувствуете атмосферу 4
азиатских таможен, увидите Караганду и Астану, сможете купить копчёной рыбы с Балхаша в Шиганаке и массу фруктов в
Чу.
Из Оша по Памирскому тракту прямая дорога на Памир. Через посёлки Папан, Иски-Наукат, Кызыл-Кия идут дороги в долины
рек Ак-Буура, Кыргыз-Ата, Чиле и Исфайрам-Сай. Мы лично убедились только в качестве грунтовой дороги в ущелье Ак-Бууры,
которая разветвляется в устье Турука, наша ветвь поднималась по Туруку и Кичик-Алаю. Дорога тянется до угольного
месторождения в верховьях Кичик-Алая и, по словам нашего водителя, уже построена через перевал Кичик-Алай (4082 м). По
дороге в сухую погоду спокойно ходят грузовики, джипы, "Нивы", микроавтобусы.
Такса на доставку, предложенная нам, – 25 сом за километр на одной машине Mitsubishi Delica. Так как вместимость
Делики – 3 человека, мы вынуждены были заплатить за заброску в горы 11000 сом (110 км * 2 машины * 25 сом * проезд машин
туда и обратно), или по 1200 руб. с человека. Это не очень дёшево, но торг здесь неуместен – договаривались о цене
заранее.
Несколько нелепая ситуация получилась с возвратом в Ош. О дате и месте, откуда нас забирать. Договаривались и с
Именджоном, и с водителем Делики Алексеем – полдень 3 августа, мост через р. Киндик. Но никто за нами 3 августа днём не
приехал. Подозревая всё что угодно и не имея возможности позвонить, мы пошли в посёлок Кашка-Суу, где быстро нашли
местных, готовых довезти нас в Ош на двух машинах ("Нива" и Honda CR-V) за 9000 сом (начальная цена была 10
тысяч, тысячу сторговали сразу же). Прибыв на турбазу, спросили Именджона, почему не пришла машина – но внятного
объяснения не получили, "забыли", сказал Именджон. Загадочная азиатская логика? – или и правда забыли, ведь к
Именджону почти каждый день прибывают новые группы, которые, как правило едут на пик Ленина. Так что если вы
действительно хотите вернуться в Ош на заказанном заранее транспорте, не только детально оговаривайте сроки и место, а
лучше закрепите договорённость авансом и имейте в запасе спутниковый телефон для контрольного звонка накануне. Нам
спутниковая связь очень бы пригодилась, ведь мы вышли к условленному месту на полтора дня раньше и могли бы вызвать
машину раньше или расторгнуть сделку и уехать с местными 2 августа утром.
Смета расходов.
Статья расходов
на одного чел.
на группу 6 чел.
Примечания
Поезд до Екатеринбурга и обратно
2040
8160
Только 4 человека
Самолёт Екатеринбург – Ош и обратно
10556
60900
Заброска из Оша в район
1222
7333
Выезд из района в Ош
1000
6000
Проживание в гостинице одну ночь
567
3400
С завтраком и ужином
Продукты на 12 дней похода
1657
5502
Газ 15 баллонов по 250 г
600
3600
Страховка на 12 дней
1300
6500
Только 5 человек
Медаптечка (использованная часть)
150
900
Неиспользованное оплатил руководитель
Ремонтный набор
133
800
Печать карт, материалов
–
1950
Оплатил руководитель
Камера хранения два раза
400
1200
Только 3 человека
Упаковка багажа в плёнку
417
2500
Проезд в аэропорт Кольцово
100
600
Доставка из аэропорта в Оше 4 чел.
67
267
Доставка в аэропорт в Оше 3 чел.
222
667
Электричка из аэропорта в Екатеринбурге
45
180
Ужин в кафе
236
1417
На сумму, сэкономленную при
выезде из гор
ИТОГО
20712
108775
Транспортные расходы составили 15650 руб., или 77% от общего бюджета – что не удивительно: походный быт с питанием и
топливом обходится дёшево, а "цивилизованная" часть похода (3,5 дня в Екатеринбурге и Оше) в этот раз была
короткой.
Контакты.
КСС Пермского края:
тел. 8 (342) 210-78-10, 8 (342) 267-82-59, почта perm-kss@mail.ru, адрес: Пермь, ул. Фикинская, д. 29
Сайты авиакомпаний:
www.trip.ru – удобный сайт для поиска дешёвых вариантов, когда
известны пункты отправки и назначения и примерная дата.
www.uralairlines.ru – сайт авиакомпании "Уральские авиалинии",
билеты покупали через него.
www.airbishkek.kg – сайт авиакомпании "AirBishkek"
Фирма "Green Travel" (проживание в Оше в доме с душем на улице, газовые баллоны, доставка из аэропорта и
обратно, заброска на Кичик-Алай и под пик Ленина):
Адрес: Ош, Южный район, ул. Бокомбаева, д. 51
Телефоны: +996 (3222) 4-47-36, моб.: +996 (551) 27-65-57; +996 (773) 27-65-57
Мобильные: 00996 552 200 580, +996 551 276 557
Почта: imenjon@mail.ru (ответы были на ломаном русском, зато оперативно).
Фирма "OshTravel" (oshtravel@rambler.ru) на запрос о заброске в
горы ответила, что не оказывает в этом году услуги в сфере горного туризма, но что мой запрос перенаправлен их партнёру
– компании "Памир Эспедишнс", от которой ответ так и не пришёл.
Итоги, выводы, рекомендации.
Поход состоялся в соответствии с планом. Отказ от попытки восхождения на пик Скобелева был сознательным, а не из-за
действия "непреодолимых сил". Очень повезло с погодой: такого везения без единого дождя за 10 дней
руководитель, прошедший два десятка походов в разных концах Евразии, не помнит. Но на то это и Средняя Азия: даже на
хребте Терскей-Алатоо погоду диктует Иссык-Куль – дожди, хоть и короткие, случаются ежедневно. На Алае середина июля,
как мы узнали от москвичей, была дождливой и снежной, а вот конец июля погрузился в длительный антициклон.
Из такого удачного похода нельзя делать поспешных выводов, что, мол, горная двойка даже через такие высокие перевалы
(4500 м и выше) с относительно неопытной группой (опыт высокогорья только у руководителя) – дело несложное. Если бы при
прохождении перевалов нас застала непогода со снегопадами, мы могли не только не увидеть Памир, но и потеряли бы время
на отсидку по погоде, тяжко тропили на подходах к перевалам и рисковали сходом лавины. Да и отсутствие спутникового
телефона и один участник без страховки могли в случае даже небольшого ЧП привести к утомительной и затратной эвакуации
через Алайскую долину. Поэтому готовясь к такому походу, можно и нужно надеяться на лучшее, но в уме надо рассматривать
самые худшие сценарии и алгоритм разрешения их: что делать, если в условиях ночёвки на леднике в непроглядный снегопад
медик диагностирует у участника воспаление лёгких или признаки отёка мозга; на подъёме по снежно-ледовому склону без
связок участник, отставший от всех, срывается и укатывается вниз с рюкзаком на добрую сотню метров; да мало ли что ещё
бывает в многодневных походах по высокогорью.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.
20.07.2013
Переезд Пермь - Екатеринбург, аэропорт Кольцово.Илья и Диана в ночь на субботу вылетели рейсом авиакомпании "Air Bishkek" (цена билета 6600 руб., а норма
бесплатного багажа 32 кг) из Екатеринбурга в Ош. Я и Серёга едем от Перми на поезде №132ЕА Пермь-Ишим, отправление в
04:40 msk (плацкартный билет 1020 руб.). Екатерина выехала на поезде № № 064Б Минск-Новосибирск, который идёт на час
раньше, а плацкарт в нём стоит всего 660 руб. Линар приехал на поезде днём.
Мы в поезде попали в одно купе с семьёй иностранцев, путешествующих по Транссибирской магистрали из Москвы до Китая:
муж, жена и дочка лет трёх. Используя скудный запас английского, я выяснил, что они родом из какого-то города близ Дубая
в Арабских Эмиратах, по профессии архитекторы, в Россию приехали на месяц и провели два дня в Перми, посетив музей
современного искусства.
В Екатеринбурге у нас целый день, и мы втроём, оставив рюкзаки в камере хранеия на железнодорожном вокзале, не
торопясь двинулись в магазин "Манарага", где я купил себе отрезок основной верёвки по 60 руб. за метр.
Прогулялись около здания УПИ и по парку с озерцом, в аптеке закупили необходимые в походе лекарства. На троллейбусе
уехали в центр (проезд по городу 23 рубля), где в офисе "РЕСО-Гарантии" застраховали Серёгу. А после пешком
дошли до вокзала, по пути пообедав в кафе "Вилка-Ложка" (за 228 руб.). На вокзале встретили Линара, забрали
рюкзаки и за 100 руб. с человека уехали на маршрутном автобусе-такси в аэропорт Кольцово. В аэропорту до регистрации на
рейс сидели в просторном зале ожидания, перепаковывали рюкзаки, чтобы уложиться в 20 кг бесплатного багажа (упаковка в
плёнку 350 руб). Летим рейсом авиакомпании "Уральские авиалинии" (цена билета 5000 руб.). После регистрации на
рейс (ручную кладь не взвешивали, хотя какой-то человек в форме интересовался, что у меня в огромном чёрном пакете – а
там были пенка, спальник, каска и фотоаппарат). Я поужинал в кафе "Шоколадница" внутри аэропорта – недёшево.
Киоск DutyFree закрыт.
Посадку в самолёт задержали часа на два: сначала вперёд нас пропустили рейс в Анталию, а потом долго по громкой связи
искали две семьи, опаздывающие на посадку – то ли они заснули в глубинах зала ожидания, то ли передумали наслаждаться
лазурными пляжами средиземноморья. Наконец около 5 утра нас быстро, отвезя на автобусе, погрузили в самолёт. Благодаря
задержке взлетали уже засветло, но самолёт вскоре ушёл выше облаков, и земля скрылась. Перелёт длится 2 часа 45 минут.
За три дня до вылета авиакомпания сообщила по СМС, а потом звонком, что наш рейс отменён – фактически были объединены в
один два рейса. Да и один рейс оказался неполным: треть эконом-класса пустовала. Кроме нас летели киргизы и пара
альпинистов – на пик Ленина.
Я пересел к иллюминатору слева и долго смотрел на равнины Казахстана, потом задремал, а когда проснулся, уже летели
где-то над горами Тянь-Шаня: верхушки рыжих острозубых гор покрыты снегом, но ледников в ущельях нет –видимо, Киргизский
хребет я проспал. Потом потянулись бедленды в бассейне Нарына, а ближе к Ошу – квадраты полей и обрамляющие его
невысокие сухие горы. Полёт я контролировал по навигатору: скорость около 900 км/час, высота в начале была 10800 м, а
где-то перед Киргизией лайнер снизился до 10200 м. Давление в салоне соответствовало высоте 2000 м над уровнем моря, так
что акклиматизация уже началась.
21.07.2013
Екатеринбург – Ош.Погода: ясно, тепло.
Посадка около 8 утра прошла гладко. Горы на горизонте укрыты дымкой, но в Оше ясно и тепло. С лётного поля всех
провели в небольшой зал, где мы сидели минут 15 – только потом начали пропускать в зал таможенного досмотра. К русским
туристам вопросов не было. Весь багаж уже большой горой лежал в зале. Во дворе аэропорта нас сразу встретил Именджон
Махмудов – сотрудник фирмы "Green Travel", пожилой киргиз. На микроавтобусе мы за полчаса через весь Ош
доехали до улицы Боконбаева в Южном микрорайоне. В гостевом доме Именджона спали Илья и Диана – теперь группа собралась.
Именджон показал зреющий кисти винограда во дворе и угостил абрикосами - но они тут какие-то сморщившиеся и маленькие.
Во дворе есть две душевые кабинки с нагревателем.
По изначальному плану хотели сегодня же заброситься в горы, оперативно закупив всё на рынке. Но Именджон сказал, что
сегодня машины заняты, заброска только завтра утром, а мы с ним договаривались на 22 июля. Как оказалось, я в
электронной переписке написал двусмысленно: проще понять, что в горы мы хотим ехать 22-го. В итоге так оказалось лучше:
мы после завтрака выспались часов до двух, закупили всё на рынке, а вечером спокойно рассортировали продукты и
общественное снаряжение по рюкзакам.
Рубли обменяли на сомы в ближайшем обменном пункте (банки в субботу не работают), на рынок доехали на маршрутке
(проезд 8 сом), в поисках нужных продуктов обошли значительное количество торговых рядов, а после вернулись в гостиницу
к ужину. На улице днём жарко. Перед рынком я и Катя прогулялись по ближайшим улицам и вдоль канала Джанги, который
перехватывает на орошение часть вод Ак-Бууры и течёт далеко на запад к посёлку Араван. Берега канала забетонированы,
течение в нём стремительное, по берегам – джунглевые заросли не то гигантских папоротников, не то карликовых пальм с
большими перьевыми листьями. А в воду канала погружены вращающиеся течением "мельницы" с черпаками, которые
подают воду из канала в трубы для садов и огородов.
Во время ужина пришёл начальник "транспортного цеха", который сначала громогласно утверждал, что к Киндику
машины не проедут, а потом выяснилось, что он имел ввиду какой-то посёлок Киндик, а против заброски в устье реки Киндик
он ничего не имеет.
22.07.2013, понедельник
Ош – р. Киндик – р. Калтатёр.Ходовой день: 1
Погода: переменная облачность, тепло, короткий дождь днём
Пройденное расстояние: 6,24 км
Перепад высот: +455 м; -455 м
Договорились выезжать в 8 утра. Ещё с вечера зарядил сильный ливень, и в утреннем полусне мне грезилось, что дороги в
горах размоет, а водители наотрез откажутся везти нас в такую даль.
Когда мы встали в 7, завтрак в гостиной уже был накрыт, причём минут 5 назад. Водители Алексей и Коля приехали ровно
в 8 на Делике и микроавтобусе, в который могли бы вместиться 4-5 человек с рюкзаками.
Алексей оказался заядлым охотником и рыбаком и вообще знатоком местных гор. По пути мы делали несколько остановок, и
он нам читал мини-лекции по истории и геологии. Так мы посмотрели Папанское водохранилище – водный резерв Оша,
травянистую гору, где любят парить парапланеристы, мост через Ак-Бууру в посёлке Папан, стрелку рек Ак-Буура и Турук и
непроходимый порог на Туруке – раньше через него не проходила даже форель, но после постройки дороги что-то изменилось,
и теперь форель есть даже в Киндике.
Ехали около 5 часов. Асфальт заканчивается сразу за Папаном, а дорога уходит в глубокое ущелье Ак-Бууры, и даже
навигатор иногда теряет почти все спутники – со дна ущелья видна четверть неба, если не меньше. До посёлка Кашка-Суу
тянется ЛЭП.
После моста через Киндик мы выгрузились, Коля сразу уехал обратно, а Алексей сказал, что останется тут до завтра –
будто бы рыбачить, а на самом деле он ждал группу москвичей.
Прошёл короткий дождь, и мы переместились вверх по левому берегу реки метров на 50, на ровную зелёную полянку. Здесь
киргизы из камней выложили какие-то стенки. Высота 2900 м, ставим лагерь. Попытка готовить на дровах после дождя не
удалась, и чай вскипятили на горелке. На обед салат и бутерброды, арбуз. Ужин готовили на костре. Киргизский парень,
рыбачивший на другом берегу. Предлагал нам свежую форель, но мы отказались.
Во второй половине дня отправились в радиалку для акклиматизации. Только Серёга отказался и остался охранять палатку.
За два часа поднялись в висячую долину Калтатёра – левого притока К